Эссе

Мало кому определение «гражданин мира» подходит больше, нежели многоликому фотографу Анри Картье-Брессону, чудесная и большая - хотя, конечно же, все равно недостаточно большая - ретроспектива которого проходит в нью-йоркском Музее современного искусства.

Большую часть своей долгой карьеры фотожурналиста, начатой в 30-е годы и официально завершенной в 2004-м, Картье-Брессон провел, непрерывно перемещаясь по миру. Если нанести его маршруты на карту, получится причудливая, петляющая и переплетающаяся линия, вдоль которой он передвигался на самолетах, поездах, автобусах, велосипедах, рикшах, верхом и пешком.

Помимо своей необыкновенной мобильности Картье-Брессон отличался невероятным количеством знакомств и связей. Обладавший приятной наружностью, выросший в большом городе в богатой буржуазной семье, он без труда заводил знакомства и поддерживал дружеские связи с политическим и культурным бомондом своего времени. Ему позировали Неру и Матисс, Жаклин Кеннеди и Томас Элиот, Трумэн Капоте и Джордж Баланчин, Коко Шанель и Альберто Джакометти.

Ну и третьей - самой важной - постоянной приметой жизни Картье-Брессона была, конечно же, его камера: больше всего он любил умещавшуюся в руке, изящную и гладкую, как пистолет, «Лейку». Его творческий метод задал тон созданному им жанру современной фотожурналистики. Не меньшее влияние на современное искусство фотографии оказала и его манера приближения к моменту съемки: наводящий на мысль о дзене сплав обостренного внимания и терпения, позволявший ему слиться с разворачивающимся событием и раствориться в нем.

Некоторые из этих событий были небольшими и приятными: обнимающиеся влюбленные, проехавший мимо на велосипеде ребенок. Другие были гигантскими. В 1945 году, сразу после окончания Второй мировой войны, Картье-Брессон снимал Германию (до того он провел три года в немецком лагере для военнопленных). В 1948 году в Шанхае он фотографировал, как толпа грабит банки в последние часы перед вступлением в город коммунистической армии. Он снимал окончание британского правления в Индии. Он снимал Ганди перед самым его убийством, а после фотографировал его похороны.

Многие из этих фотографий сейчас можно увидеть в Музее современного искусства в разбитой на 13 тематических разделов ретроспективной выставке «Анри Картье-Брессон: век современности».

Разделы составлены без соблюдения хронологии, кроме одного, самого первого, где собраны фотографии, сделанные в 30-е годы, но увидевшие свет позже всех остальных.

Тогда, в 30-е, фотографу было двадцать лет. Он вырос в Париже и мечтал стать художником. Он обучался живописи у художника, работавшего в стиле позднего кубизма, но дружил с сюрреалистами кружка Андре Бретона, впитывая левые политические взгляды и неортодоксальные эстетические представления.

В 1930 году он разочаровался в карьере живописца и взял в руки камеру. Одна из самых ранних представленных на ретроспективе фотографий - сделанный в 1932 году снимок человека, лежащего без чувств на парижской улице, - может считаться экспериментом, положившим начало уличной фотографии. Несомненно влияние, оказанное на фотографа сюрреализмом: фотографии белых от ослепительного освещения площадей и фабричных стен удивительно похожи на картины Джорджо де Кирико.

Увидев в 1930 году фотографии, сделанные его старшим коллегой Мартином Мункаши (1896-1963) в Африке, Картье-Брессон вскоре сам отправился туда. В середине 30-х он возвращается из Африки во Францию и отправляется в Италию, Испанию, Мексику и Соединенные Штаты. К этому времени относятся многие из его наиболее известных работ: выглядывающие из узких окон проститутки в Мехико, застывший в экстатическом порыве испанский мальчик (смотрящий в этот момент на оставшийся за кадром подброшенный вверх мяч), четверка коренастых французов, расположившаяся на пикник на берегу реки.

Его работы выставлялись в галереях, хотя сам он к тому времени уже понимал, что делает искусство не для галерей. Он настаивал, что вообще занимается не искусством. Чем же тогда были его фотографии? Без сомнения, чем-то эфемерным и не исключительным, но предназначенным для массового тиражирования и практического использования. С невероятным мастерством поставленная сцена пикника предназначалась для использования в общественной кампании за сокращение рабочего дня.

В каждом из отделов ретроспективы представлены работы разного времени, и поэтому острого контраста между ранним и поздним периодом творчества художника не возникает.

Чего недостает на выставке? Сгущенного напряжения. Оно присутствует в отдельных снимках: в пульсирующем фото 1946 года, где запечатлена первая после долгой разлуки встреча матери с сыном на нью-йоркском пирсе, и в пепельной гамме открывающей выставку фотографии похорон расстрелянных в 1962 году в Париже демонстрантов, протестовавших против войны в Алжире. Но в целом выставка создает на удивление слабое ощущение напряжения.

Емкий, схватывающий текущий момент взгляд и острое ощущение бурной радости жизни всегда были - и остаются! - характерными чертами творчества Картье-Брессона. На выставке в Музее современного искусства его так много, что кажется, его нет нигде. Впрочем, даже ускользая от нашего взгляда, фотограф по-прежнему протягивает нам на своей ладони весь мир.

Холланд Коттер

В гостях у редакции «Тайной Доктрины» очень интересный человек - отец Алексий (г. Москва), священник древней Готской поместной церкви, которая существует в Крыму много веков. О том, что это за церковь, чем она отличается от привычной русской православной, и еще о многом отец Алексий рассказал нам в интервью. Вместе с ним пришел и наш давний знакомый - Олег Мельник, прогрессор космоэнергетики и краевед.

Крымские корни
- Расскажите, пожалуйста, о Церкви, к которой принадлежите вы.
- На территории Крыма есть возрожденная Херсонесско-готская епископия, которая существовала тут до конца XVIII века. В свое время она входила в состав Константинопольского патриархата. То есть получается, что князь Владимир, который крестился в Корсуни (Херсонесе), как раз крестился в этой Церкви. И с 2005 года она возрождается на территории Крыма. На данный момент она совершенно автономна и не относится ни к какому патриархату, но корни ее идут от Истинно-Православной церкви.
После революции произошло разделение церквей. Часть священников уехала за рубеж, и в Сербских Карловцах был организован центр Истинно-Православной Церкви. Потом его перевели в Мюнхен, а после войны - в Нью-Йорк. В 2007 году произошло частичное объединение, но часть все равно осталась в самостоятельном положении. Южная Америка и Австралия не были присоединены к Москве. А в СССР большая часть Церкви, которая не признала богоборческую власть, была помещена в лагеря.
В 1927 году Собор епископов на Соловках и учредил такое понятие, как Российская Истинно-Православная, или Катакомбная, Церковь. Она просуществовала по территории всего бывшего Союза на полуподпольном положении до начала 90-х годов. Потом начала возрождаться. Кстати, стараниями Русской православной зарубежной Церкви в Одессе был рукоположен Одесский и Тамбовский архиепископ Лазарь Журбенко, а потом и многие-многие другие архиереи. Интересно, что возрождение началось с Украины. В Тернополе для России было рукоположено два епископа.
Готская церковь, или, как ее еще называют, Поместная Готская Церковь Иисуса Христа, была создана на базе Истинно-Православной Катакомбной Церкви, а сейчас является автономной. Поместная - потому что «по месту».
С первых веков, когда в Крым сослали св. Климента, ученика апостола Петра, здесь были заложены корни Церкви. И потом первая митрополия - это была Готская митрополия на территории Крыма: Херсонес, Сугдея (Судак), Каффа (Феодосия) и кафедра Феодоро (Мангуп) - центр готской архиепископии.
Сейчас у нас всего три епископа, а возглавлял Церковь до недавнего времени архиепископ Дамиан (Акимов). Мы традиционно исповедуем христианство во всех его проявлениях. То есть если община пожелает, чтобы богослужение совершалось не по восточному обряду, но по западному, это вполне приемлемо. Если в общине, например, много армян, можно провести богослужение и по армянскому обряду. Главное - базирование на евангельских принципах.
И это не ново. Например, во Франции была церковь, где совершались богослужения по галльскому обряду (по обряду своих предков). И в Русской Православной Церкви была Православная Церковь западного обряда.
В России, в Чувашии, много семей русских немцев, которые католики. Особенно трудно приходится смешанным семьям, когда один в семье католик, а другой православный. И я приезжал и проводил богослужения для таких семей по западному обряду на русском или на немецком языке. С языком проблем не было - в свое время я служил в Зарубежной церкви в Мюнхене, мы там организовывали общину, а потом некоторое время служил в Израиле в русской духовной миссии Русской Православной церкви.
- А как складываются отношения с ортодоксальной Русской Православной Церковью?
- Они не то чтобы не приветствуют это, они стараются нас не замечать. Хотя порой и звучат выпады в сторону всех других церквей. Но это не какие-то религиозно-догматические моменты, а, скорее, социальные мотивы. Вероучительные моменты здесь не затрагиваются. У нас богослужения чаще всего проходят восточным православным чином, изредка допускается чтение молитв на греческом или арамейском языке, но иногда, чтобы было понятно (о чем, кстати, говорил покойный отец Александр Мень), некоторые тексты переводятся на современный русский язык. Например, Евангелие обязательно читается на русском языке и не спиной к народу, а лицом. Чтобы людям было понятно, о чем ведется речь. Вообще, мы стремимся к тому, чтобы человек принимал деятельное участие в богослужении и не был сторонним созерцателем. А таинства мы все проводим точно так же, как и везде.
- Где у вас проходят богослужения?
- В основном сейчас в Терновке в подворье Шулданского монастыря и на Шулдане. У меня есть община и в Москве. Шулданский монастырь исторически принадлежит нашей Церкви. Еще будет храм на Эски-Кермене и закладывается скит в Курортном Белогорского района и открыли епархию в Северодонецке. Конечно, по сравнению с Московской патриархией, мало - всего три епископа, но главное не количество, а качество…

С эзотериками надо общаться
- Как у вас складываются отношения с эзотерикой? Официальная Церковь ведь это не приветствует.
- Более спокойно. Я достаточно давно общаюсь с людьми, практикующими различные эзотерические знания. Вообще, что такое само понятие «эзотерика»? «Эзо» - это то, что внутри, «экзо» - то, что внешнее (на базе этого слова, например, образовано слово «экзорцизм» - «изведение вон»). Если на то пошло, все наши науки являются эзотеричными: медицина, литература, поэзия. И градацию тут можно провести только на уровне «насколько это полезно». Если человек совершает своими энергопрактиками пакости, - с точки зрения морали, он нехороший человек, а с точки зрения церкви, он грешный человек. Если же человек приносит благо и заметен позитивный результат, это замечательно.
Яркий пример - это святая Матрона Московская. Некоторые очень не хотели причислять ее к Лику Святых - мол, бабушка какая-то, которая в 50-е годы, когда закрывали церкви, принимала народ, исцеляла, нашептывала молитвы на воду и раздавала ее как святую. Но все же она прославлена в Лике Святых.
Более древний прецедент. Святые защитники от негативных, темных проявлений - святые Киприан и Иустиния. Киприан Карфагенский - бывший колдун, жрец Астарты, который под влиянием девушки Иустинии обратился в христианство и через время стал архиепископом Карфагена.
Так что, если говорить об эзотерике, я достаточно давно интересуюсь этим. Ведь и христианство само по себе является эзотеричным. Христос пришел на землю в Иудейское царство, почти разрушенное уже, и принес идею любви, которую не восприняли окружающие. Люди, которым Он вчера помогал, кричали: «Распни его!» Как было сказано, нет пророков в своем Отечестве.
И распространение эзотерики Церковь встречает в штыки потому, что люди начинают сами думать о Боге…
- Но некоторые ведь до такого додумываются сами, что не дай Бог!..
- Конечно! Такое есть и часто. Еще в 2003 году мне предложили быть духовником членов Ассоциации нетрадиционной медицины, которой тогда руководил Я.Г. Гальперин. И ортодоксальная Церковь меня порой в этом упрекает. Но ведь эзотерики - это тоже люди, люди в поиске, идущие своим путем. У них тоже создаются духовные проблемы, и им нужно общение со священником, но вряд ли кто-то станет с ними разговаривать в церкви.
Я с такими людьми общаюсь. Это не значит, что я их глажу по шерстке и соглашаюсь со всем, что они говорят и делают, но у нас ведется конструктивный диалог.
Есть очень хороший пример наглядной христианской проповеди - Апостол Павел. Когда он пришел в Афины проповедовать христианство, то зашел на площадь, где находился ареопаг и святилища античных языческих богов. И среди них был один алтарь, на котором было написано «Неведомому Богу». А Павел сказал: «Вы, не зная того, поставили алтарь Тому, Кого я проповедую».
То есть с некоторыми людьми нужно общаться на понятном им языке. Я общаюсь и с буддистами, часто бываю в питерском дацане, мой друг - алтайский шаман. Поначалу бывает в общении напряжение, причем не с моей стороны, а со стороны другого: что батюшка подумает… А ничего страшного нет - все вполне хорошо и нормально!

Осторожнее с оголенными проводами!
- Наша газета существует уже больше 13 лет, и мы выявили такую печальную тенденцию: у многих людей, занимающихся эзотерикой, в семьях начинают происходить всевозможные несчастья, при этом сам человек не страдает. Причем случается это так часто, что совпадением назвать уже нельзя.
- С самых древних времен, со времен протокультур, в духовных практиках существуют определенные этапы становления. Это же и в Церкви. Человека сразу не посвятят в священный сан, а он постепенно, от пономаря, проходит этапы становления.
Я себе представляю это так. Маленькому ребенку без всяких объяснений дали оголенный провод. По какому-то случайному совпадению его не ударило током (может, у него были резиновые перчатки). Вокруг него находится толпа людей, и он начинает в них тыкать этим проводом.
Есть профессионалы, а есть ремесленники. И процентов семьдесят из тех, кто занимается духовными практиками, просто нахватались каких-то знаний, и в результате человек, по какой-то причине посчитавший, что он на это способен, начинает практиковать, и свои «знания», так сказать, своих «тараканов» начинает размножать и раздавать по кругу.
Однажды я был в Аркаиме. Там была группа из Татарстана с брошюрками, в которых содержались инструкции, как правильно ходить по Аркаиму и что там делать. Одна из женщин меня спросила, правда ли, что надо вести себя именно так. А я ей ответил: «Если вам комфортно и если вы никому не мешаете, ходите хоть на руках. Вам хорошо, окружающим хорошо, и пусть всем будет хорошо. Но если эти инструкции создают какое-то негативное влияние на вашу группу, то это уже не хорошо».
Человек подвержен одному из главнейших грехов - гордыне. И когда он впадает в эту гордыню, у него начинает разрастаться мания величия, он считает, что все может и умеет без посторонней помощи, без помощи Высших Сил.
Эзотерические знания обоюдо-острые. Так, например, слово «магия» в переводе с древнешумерского языка означает «действие». Бытовая магия: женщина варит на кухне суп и вкладывает в это дело частицу собственной души. Кухонным ножом можно нарезать хлеб, а можно убить соседа. Нож сам по себе хорош или плох? Точно так же и эзотерические знания - все зависит от того, как они используются: с пользой дела или вопреки.
Олег:
- Нет серой магии. Человек не может сегодня навести порчу, а завтра исцелить.
Продолжая слова отца Алексия, хочу добавить, что многие просто не знают, что творят. Они даже не разбираются, куда лезут. Ведь все, что они делают, возвращается сторицей. В физике это называется «закон сохранения энергии». Вот и получают. А дети страдают за грехи родителей.
о. Алексий:
- Да, такое бывает очень часто: у человека никаких проблем, зато плохо становится его детям.
- Почему одержимыми становятся маленькие дети? Они ведь еще не успели нагрешить, так чем же они могут привлекать темные сущности?
- Это может быть из-за поступков родителей. Дети несут ответственность за них. Взять хотя бы наследственные заболевания - вот и пример.
И тут еще надо сказать о реинкарнациях. Официальная Церковь эту идею не поддерживает, хотя так было не всегда. Идея реинкарнаций была отменена на Третьем Вселенском Соборе.
Интересно, что в некоторых моментах Священного Писания эта идея проходит красной нитью. Например, когда по приказу царя Ирода был обезглавлен Иоанн Креститель, ученики пришли к Христу и спросили, кем был Иоанн. И Он им ответил, что это был «как бы Илия-пророк», который пришел готовить путь Сыну Божьем грядущему и придет он опять вместе с Енохом перед концом света, дабы уготовать путь Сыну Божьему, грядущему с небес. В момент Преображения ученики увидели рядом с Иисусом Илию и Моисея. То есть получается, что душа Илии-пророка была воплощена в Иоанне Крестителе и воплотится снова. И это никем не опровергается.
Точно так же, как никто из богословов не может объяснить, что такое та огненная колесница, на которой Илия был взят на небо. И еще интересно, что ученик Илии Елисей крикнул вслед, попросив дать хотя бы часть его силы, и Илия сбросил плащ. И овладев плащом, Елисей действительно стал обладать только частью силы, которая была у его учителя.
В монастырях бывают случаи, когда монах, достигший определенного уровня созерцания и молитвы, уходит в затвор. Его затворяют в пещеру, оставляют окошко, в которое передают еду. И когда обнаруживают, что еда не забиралась, разбирают каменную кладку и обнаруживают, что лежит ворох одежды, а самого монаха нет. Иногда находят пыль, похожую на пепел. Что это такое? Возможно, случай с Илией и был таким. То же самое, по легендам, было и с Божьей Матерью и Иоанном Богословом.
Так что, я считаю, что реинкарнации возможны, только не берусь утверждать, что можно определить, сколько жизней живет человек, какая его по счету и т.д. Часто подобные «воспоминания» являются обычной фантазией. Очень смешит тот факт, что все считают, что в прошлых жизнях были какими-нибудь высокопоставленными людьми: жрецами, царями, магами. Люди, увлекающиеся тольтекскими или майянскими практиками - все «жрецы», у неославян - воины, волхвы, князья. А кто для них землю пахал? Кто орудия ковал? Кто коров доил и хлеб пек?
- Говорят, что бесы, вселяясь в человека, переносят и свои воспоминания, которые человек принимает за собственные.
- Такое вполне возможно. Но это не значит, что так бывает всегда - может быть и настоящая память о каких-то прошлых воплощениях. Не стоит все валить на бесов. Это просто попытка переложить ответственность за свои грехи на кого-то или на что-то. И это бывает в Церкви и среди тех, кто занимается эзотерикой.
Одна женщина хотела, чтобы я сказал ей, нужно ли покупать жилье через ипотеку. Я сказал, что я не пророк Моисей: не могу знать, будет это для нее опасно или нет. Потом она позвонила Олегу с тем же вопросом. Она хотела, чтобы мы за нее решили. Я в таких ситуациях всегда советую обратиться к иконе Владимирской Божьей Матери, которая находится в Никольском храме при Третьяковской галерее. Молиться можно своими словами и задавать вопросы. Если ответа нет, нужно прийти еще раз.
Вот и у эзотериков проблемы с близкими возникают, потому что человек не понимает ответственности за полученные знания, за энергооружие, которым завладел. Все тот же принцип: спросится много, если дано много.

Жизнь или догма?
- Как ваша Церковь относится к науке, к ее картине мира и научному прогрессу?
- По моему мнению, которое разделяет и мой коллега архиепископ Давид, та картина мира, которая описана в Священном Писании, порой воспринимается и трактуется не так, как оно есть на самом деле. Ад или рай - это состояние человеческого духа, а не определенное место, мы выстраиваем их себе ежесекундно сами. Омар Хайям говорил, что ад и рай - это две половинки души. Как говорил Христос, «к чему прилепилась душа твоя, там ты и пребываешь». Какой путь ты создашь себе своими мыслями, своими поступками, там ты и находишься. Это относится и к теперешнему нашему состоянию, и к тому, что будет после смерти, - сейчас мы строим для себя будущий мир. Тут тоже троичное построение: мысли-слова-поступки. Протестанты говорят, что достаточно одной веры, опровергая тем самым Священное Писание, где сказано, что «вера без дел мертва есть». Одной веры мало. Должны быть действия, которые подтверждали бы эту веру.
- Ад и рай - эти состояния навечно?
- Несмотря на многочисленные рассказы людей, переживших клиническую смерть, это все-таки личный опыт определенной души. Для кого-то оно будет вечно, а для кого-то - это всего лишь этап. Так что нельзя говорить, что у православных есть ад и рай, а у католиков еще чистилище - этакий «предбанник», где люди проходят сортировку, кого куда.
Христос говорил, что «вы есть храм Бога живого», и, если человек готов быть храмом Бога живого, если он готов принять частицу Света, вот этот дух, который обожествляет его тело и душу, то, скорее всего, райское состояние - это соединение с этим огромным Существом, этой творческой энергией и постоянное принятие участия в этом творческом процессе. Бог не стоит на месте, это постоянная позитивная, светлая, творческая энергия. А если человек ставит себя на стадию разрушения собственного духа, то и после смерти, скорее всего, он будет совершать то, в чем поднаторел в этой жизни, - будет разрушать.
- Есть версия о том, что в аду человек находится среди людей с такими же пороками, как и он: например, болтун, который никого при жизни не слушал, попадает в окружение других болтунов, которые не слушают его, и т.д.
- Интересная версия. Вполне возможно, что так и есть. Очень хорошее наказание для таких людей.
Дипломную работу я писал по трудам Мартина Лютера. Мне понравилось, что он боролся с суевериями в Церкви. Например, с распространением лжесвятынь. Он сказал, что, если по всему миру собрать все «частицы Животворящего Креста», то можно построить вторую флотилию Колумба. И действительно, к сожалению, часто вера людей сводится к примитивному суеверию. Люди падки на всевозможные обереги и хорошо, если они не поддельные.
Вчера, когда я хотел купить лавандовое масло, мне бабушка-продавщица пыталась навязать пузырек с маслом от лампады какой-то чудотворной иконы. Начать с того, что, наверняка, оно разбавленное - я знаю, как выглядит лампада, там масла много не поместится. Но бабушка настаивала, что масло помогает от всех болезней, на что я ее спросил: «Так масло помогает или Бог?»
Масло - это только вспомогательная вещь, а обращаться нужно к Богу. В принципе, если человек способен концентрироваться на вере и на своей просьбе, ему такие средства не нужны, он может просто в поле помолиться, и ему будет ответ.
- Говорят, что можно молиться своими словами, но одновременно существуют устоявшиеся тексты, которые помогают вибрациями определенных сочетаний звуков. Но, с другой стороны, когда много раз читаешь один и тот же текст, перестает вникать в содержание. Так все-таки как правильно молиться?
- Частная молитва, когда мы обращаемся к Богу, может звучать обыкновенными простыми словами. А если мы принимаем участие в богослужении и хотим настроиться на определенный молитвенный поток, то можно использовать те тексты, которые сложились на протяжении веков. А на зазубренную молитву может накладываться определенное состояние или чувство. Ведь не каждый может выразить просьбу своими словами, часто ему сложно конкретизировать.
Во многих религиях используются четки для отсчета молитв. В православии, например, это Иисусова молитва.
Если говорить о каноничных текстах с точки зрения Церкви, то тут работает веками накопленная благодать, а с точки зрения эзотерики - сложившийся эгрегор. Каноны и догматы писались для определенных людей в определенное время под влиянием определенных обстоятельств, и сейчас они могут быть не актуальны. Но если человек хотя бы иногда по собственному желанию приходит в церковь, он включается в этот молитвенный поток. И во время богослужения, так или иначе, все церковное сообщество всего мира молится за него, а он становится невольным или вольным участником молитвы обо всем мире. Поэтому это действительно нужно. Но выбор места и времени зависит от человека - кому-то больше нравится ходить в церковь по праздникам, кому-то - среди недели, когда там мало народа. И я всегда говорю родителям, чтобы детей не заставляли ходить по большим праздникам. У ребенка более тонкая нервная конституция и высокая впечатлительность, кроме того, его толкают в толпе. Лучше всего привести ребенка в будний день в спокойной обстановке как на экскурсию, все ему показать и рассказать, объяснить смысл икон - ребенку, может, станет интересно. Но, может, и нет - и в этом нет ничего плохого.
Олег:
- Во Львове принято отдавать детей в воскресную школу, где учительница водит детей в церковь, дети поют песнопения.
о. Алексий:
- Но это должно быть в ненавязчивой форме.
Кстати, хочу сказать, что зарубежные диаспоры - русские или коптские (египтян-христиан) выглядят иначе. Прихожан там мало, священник всегда на виду и всегда общается с народом, случайных людей там нет, и там присутствуют соборность и общинность. После каждого богослужения - чаепитие, разговоры, решение каких-либо вопросов, и священник принимает активное участие в жизни прихожан, которые тоже общаются между собой. Нет грани между иерархией и простыми прихожанами. Бывают случаи, когда священника хотели перевести в другое место, а община говорила: «Нет». А у нас такие пертурбации достаточно часты.
- Но это ведь и из-за того, что народа много, а священников мало…
- Да, эта проблема, к сожалению, существует.
А что касается нашей Церкви, то мы открыты для контакта всем, в том числе иным конфессиям. Кое-какие моменты мы разделяем, а кое-какие, может, являются спорными, но это не влияет на диалог. Сам я не приемлю религиозного фанатизма. Ханжество и фанатизм не являются синонимами веры, скорее, антонимом и их не должно быть у человека верующего.
А еще существует разница понятий: вера и религиозность. Человек может быть религиозным, но быть не верующим. И наоборот, человек может быть верующим, но не соблюдать все каноны. Есть такой афоризм: «Если ты ежедневно заходишь в гараж и смотришь на машину, ты не станешь хорошим водителем». И точно так же, ежедневно посещая церковь, ты не станешь верующим человеком.

Если вы любите шоколад во всех его проявлениях, то вас точно впечатлит такой необычный и изысканный десерт как шоколадный фондан. И вы сможете приготовить его в домашних условиях, если будете соблюдать несколько правил.

Что это за десерт?

Фондан – это удивительный шоколадный десерт, который представляет собой приготовленный с добавлением шоколада кекс с хрустящей корочкой и с жидкой серединой. Название происходит от французского слова «тающий» и в полной мере отражает основную особенность блюда.

Для приготовления используется бисквитное тесто на основе тёмного шоколада с добавлением большого количества сливочного масла. Оно распределяется по формам и запекается в духовке до появления хрустящей корочки. Но важно выдержать точное время приготовления, чтобы сохранить жидкую консистенцию середины десерта, поэтому он считается довольно сложным в приготовлении.

Родиной фондана считается Франция, а один из французских поваров утверждает, что приготовил десерт впервые в 1987 году, причём столь необычное решение является не инновационной кулинарной разработкой, а простой ошибкой, в результате которой кекс недостаточно пропёкся. Но другой кондитер заявил, что десерт появился гораздо раньше.

Интересный факт: в разных странах существуют и другие названия фондана, такие как «тающее шоколадное пирожное», «маленький кекс», «шоколадная лава», «мягкий шоколад».

Как готовить?

Как приготовить шоколадный фондан в домашних условиях? Предлагаем два простых способа.

Способ первый

Чтобы сделать вкусный фондан, подготовьте такие продукты:

  • 140-150 г тёмного шоколада (примерно полторы плитки);
  • 50-60 г сливочного масла;
  • два яйца
  • пять ст. л. сахарного песка;
  • три-четыре ст. л. муки.

Приготовление:

  1. Сначала нужно на водяной бане или в микроволновой печи растопить шоколад вместе с маслом (немного оставьте для смазывания форм), чтобы получить жидкую тягучую массу.
  2. В другую ёмкость разбейте яйца, смешайте их с сахарным песком и взбейте. Добиваться воздушной пены необязательно, но сахар в любом случае должен полностью раствориться.
  3. В яично-сахарную смесь тонкой струйкой вливайте шоколадно-масляную смесь, одновременно взбивая всё миксером.
  4. Затем добавьте муку, всё вместе перемешайте и взбейте. У вас должно получиться негустое тесто, по консистенции напоминающее сметану.
  5. Подготовьте формочки, смажьте их оставленным ранее маслом, распределите тесто. Оно будет подниматься незначительно, так что можно полностью заполнять почти весь объём ёмкостей, оставляя примерно по сантиметру.
  6. Отправьте формы в разогретую до 170-180 градусов духовку и пеките фонданы около восьми-десяти минут, в зависимости от особенностей функционирования прибора.

Способ второй

Фондан с жидкой начинкой можно приготовить даже в микроволновке. Вот что для этого потребуется:

  • полстакана сахара;
  • 60-70 г сливочного масла;
  • плитка тёмного шоколада;
  • два куриных яйца;
  • три столовых ложки муки с горкой.

Инструкция:

  1. Сливочное масло и шоколад положите в миску. Микроволновую печь включите на среднюю мощность, отправьте в неё ёмкость с ингредиентами на пару минут, чтобы они оба растопились, но при этом не стали чрезмерно жидкими.
  2. Яйца отдельно взбейте вместе с сахарным песком, чтобы получить однородную пенистую массу. Далее постепенно всыпьте в неё муку, продолжая процесс взбивания.
  3. Теперь введите в состав шоколадно-масляную смесь, все компоненты смешайте и с помощью миксера или венчика взбейте.
  4. Возьмите стеклянную форму, подходящую для использования в микроволновке, в неё перелейте тесто. Прибор переключите на максимальную мощность, поместите в него ёмкость примерно на семь-восемь минут.

Как подать?

После выпекания фондан следует осторожно вынуть из формы, чтобы не повредить тонкую и довольно хрупкую хрустящую корочку. Подавать его нужно горячим и практически сразу после выпекания, так как совсем скоро сердцевина затвердеет, и десерт превратится в обычный кекс.

Как правило, фондан посыпается шоколадной стружкой или сахарной пудрой и подаётся на тарелке с шариком ванильного или другого мороженого. Но при желании с таким десертом можно предложить не менее изысканный ягодный соус. Также для декора и придания свежести можно использовать листики мяты.

Совет: чтобы немного оттенить сладость, можно использовать свежие ягоды, например, малину, клубнику или вишню. Они обладают приятной кислинкой и просто идеально сочетаются с тёмным шоколадом.

Напоследок несколько советов тем, кто решил приготовить идеальный фондан:

  1. Рецепт можно немного изменить, уменьшив количество яиц. В таком случае бисквит получится более нежным и воздушным. Яйца же делают тесто плотным.
  2. Дно формочек после смазывания маслом можно присыпать порошком какао. Такая хитрость придаст десерту более выраженную хрустящую корочку и предотвратит прилипание теста к стенкам.
  3. Сколько выпекать фондан? Это зависит от вашей конкретной духовки, но лучше не додержать его и допечь, нежели передержать и превратить в стандартный кекс. Поэтому чтобы получить идеальную консистенцию, вы можете потренироваться, начав с минимального времени, равного шести-семи минутам. В итоге должна образоваться корочка, но середина верхушки останется мягкой, а под ней останется жидкий центр.
  4. Бисквит можно сделать более ароматным, добавив в тесто пакетик ванилина или каплю ванильного экстракта. Также неповторимость и изысканность можно придать с помощью вишнёвого, сливочного, миндального или шоколадного ликёра. В этих целях вы можете использовать ром или коньяк.
  5. Если у вас духовка с функцией конвекции, то непременно используйте её, чтобы равномерно распределить тепло и получить идеальную покрывающую весь десерт корочку, избежав пригорания дна.
  6. Не стоит открывать дверцу духовки в процессе приготовления, в противном случае тесто не поднимется, и бисквит получится плотным.
  7. Некоторые перед подачей сразу разламывают фондан, но делать это необязательно. Сохраните десерт целым и предоставьте возможность добраться до жидкого центра тому, кто будет наслаждаться блюдом.
  8. Удобнее всего для приготовления использовать мягкие силиконовые формы: из них кексы быстро и просто извлекаются, а тесто практически не пригорает.

Если вы хотите порадовать и удивить семью или гостей изысканным десертом, попробуйте приготовить тающий фондан.

Опять ничего не получится…
ИЛИ
МАЛЕНЬКИЕ УСПЕХИ БОЛЬШОГО ЖЕЛАНИЯ

Я никогда не умела рисовать. В школе вообще ничего не получалось. Кое-как перерисовывала через стекло на окне, обводила контуры рисунков из журналов и книг. И за это получала "ТРОЕЧКУ в натяжку"...

В последнее время очень захотелось рисовать, но что? и как? ведь я не умею. И в тоже время страшно начинать - ведь опять ничего не получится... В один прекрасный вечер меня даже трусить начало от этого желания и страха одновременно.
Муж сказал:
- "Рисуй", видя как мне плохо.
- "Рисуй что угодно".
Я взяла детский журнал, который покупала своим детям. Сначала баловалась раскрасками, потом принялась рисовать корявые мордочки с разными эмоциями. Затем обессиленная свалилась, так как эмоции от переизбытка, захлестывали и забирали много сил.
Где-то через недельку на выходных, убирая в комнате, старший сын нашел кисти, которые тоже дарила ему на праздники и отдал их мне. Я была в диком восторге. Видя мою реакцию, он довольный побежал в комнату и собрал все краски, книги для рисования и принес мне.
Два дня я сидела за детской партой и РИСОВАЛА!!!

Это были удивительные часы. Мне казалось жизнь остановилась. Я вся погрузилась в этот процесс и уже не думала - получится или нет, понравится кому-то или нет.

Главным для меня было - то, что Я РИСУЮ!!!
И вот что из этого получилось...

Я получила огромное удовольствие и много положительных отзывов, а комплименты от профессиональных художников заставили о многом задуматься.

Для меня это стало хорошим уроком. Ведь в жизни мы многого избегаем и отказываемся от желаемого, даже не попробовав и ничего не сделав. "Если ничего не получится - то зачем начинать. Только зря время тратить..."

Возможно, мой опыт кому-то поможет принять важное решение в своей жизни.
А может, поможет именно ТЕБЕ!!!
НАЧИНАЙ!!! ДЕЛАЙ!!! ПРОБУЙ!!!
Ты спросишь: А СТОИТ?
Я отвечу: КОНЕЧНО ЖЕ ДА!!!

P.S.
А самое интересное, что после этого мои дети тоже начали рисовать. Я этого очень долго хотела и думала, что все делала для того, чтобы они творчески развивались. Ведь у них были книги, краски, кисти, альбомы – все, кроме желания. И только личный пример вдохновил их.

И Муж, глядя на наше творчество, не выдержал и тоже присоединился к нам.
Это сделало нашу семью еще крепче.

Спасибо Вам, мои родные, за такой прекрасный урок.

И тогда я увидела, как работает личный пример. И только личным примером можно научить другого человека чему-либо. Привить что-то хорошее.
Самое сложное, что начинать нужно с себя!

Ты спросишь: А СТОИТ?
Я отвечу: КОНЕЧНО ЖЕ ДА!!!

Рецензии

Какие же вы все бесподобные!!! Люблю все ваше уникальное семейство!!!

Картинка, как для начинающего художника, просто суперовая!!! Я окончила художку - толк знаю...

Ваша вся с ног до головы - Липова.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сновидения могут стать Вашей музой, внутренним источником вдохновения. Многие творцы прошлого совершенно случайно обнаруживали этот сновидческий источник вдохновения. Очень часто человек приходит к искомому результату, когда его жизнь во сне неожиданно дарит ему решающий элемент, который можно осознать и использовать. Некоторые из этих продуктов сновидений хорошо известны - например, поэма Кольриджа "Кубла хан". Иногда созданные во сне образы только ненадолго возникают, так что видящий их не успевает завладеть ими целиком после своего пробуждения. Большинство творческих людей и не подозревает, что могут намеренно вызывать творческие сновидения.

Мы можем много узнать о генерировании нашей творческой работы в сновидениях, исследуя сам этот процесс, как это делали сновидцы прошлого. Ведь процесс остается тем же самым и для нас. Мы способны, как это будет видно дальше, послать в нашу "память сновидений" запрос о творческом результате, и, таким образом, использовать обширный материал нашей памяти, который был "записан" на предыдущем отрезке нашей жизни, рекомбинировать этот материал в новые формы и, наконец, представить его самим себе в сновидении. Будет ли это бестселлер этого года? Современный Рембрандт? Новая "Лунная соната"? Очевидно, чем более разнообразный и интересный материал мы заложили в нашу память (почти как при программировании), чем большего мастерства достигли мы в своей области, тем больший шанс прийти к стоящему результату мы имеем. Если мы начинаем созидательный процесс сновидения, мы увеличиваем вероятность ночного результата.

Обыкновенные сновидцы - те из нас, кто не является поэтом, романистом или ученым - могут использовать ту же технику, что и творческие работники, для достижения творческих результатов, полностью используя наши источники. Нам совершенно не обязательно быть для этого поэтами или художниками. Какова бы ни была наша работа, мы можем найти творческие решения в наших сновидениях. Эти результаты будут гораздо более оригинальными, нежели те, которые достигаются в бодрствующем состоянии. В дополнение к успеху, заключающемуся в большей оригинальности наших результатов, мы можем прибавить становление нового внутреннего единства в нас самих, единства жизни наяву и жизни во сне. Чем более мы используем символы, порождаемые снами, тем более у нас возможностей развить и выразить нашу уникальную личность.

Творческое сновидение происходит в двух случаях: во-первых, тот, кто видит сон, наблюдает творческий результат целиком во сне или, по крайней мере, ему поставляется настроение или идея, из которых творческий результат развивается в бодрствующем состоянии. Эти творческие результаты сновидений могут быть как итогом заранее запланированного творческого сновидения, так и непредвиденного. Они могут "лишь случиться", или же Вы можете их вызвать.

На сны двух писателей, которые еще будут обсуждаться нами далее, оказала влияние их склонность к употреблению опиума. Это, конечно, не означает, что именно опиум вызвал творческие сновидения. Напротив, в этих случаях опиум вел в конечном итоге к преобладанию снов-ужасов и к неспособности работать эффективно. Способность (или власть над интересными сновидениями) исходит из индивидуальности видящего сон. Интересный материал должен созреть в человеке до того, как придет интересный сон. Творческие сны доступны, как это будет видно из последующих примеров, и без наркотиков. Фактически, как показали последние исследования, писатели и ученые, которым предлагался ЛСД, работали под воздействием наркотика гораздо ниже своего стандартного уровня. Злоупотребление наркотиками - несущественно для творческих сновидений, хотя может быть существенным для того, кто эти сны видит.

Важным принципом для вызывания творческих сновидений является то, что желающий видеть такое сновидение должен "занять" себя объектом, который он хочет увидеть во сне, вплоть до последнего мгновения "просоночного" состояния, когда бодрствование перейдет в сон. Мы будем сталкиваться с этим принципом опять и опять. Проследите, как английский поэт Самуэль Кольридж (1772-1834) пришел к своей знаменитой сновидческой инспирации: в один тихий летний вечер 1798 года молодой поэт отдыхал в своем коттедже с соломенной крышей в деревне на западе Англии. Он лениво листал историческую книжку под названием "Его странствия". Только что обретенная им привычка к опиуму ослабила его так, что, опустошив всего половину бокала опиумной настойки, он впал в полубессознательное состояние. Когда он читал слова "Здесь Хан Кубла приказал строить дворец...", он зевнул. Захлопнув на этой странице книгу, Кольридж закрыл глаза, голова его склонилась, его темные локоны упали ему на лицо и чуть шевелились от его дыхания. Золотые лучи вечернего солнца освещали его щеку. Когда через три часа он проснулся, поэма предстала в его памяти с ее "пещерами, неизмеримыми для человека", и "лишенным солнца морем".

В этом случае творческий результат полностью возник во сне. Кольридж подсчитал, что его новая поэма насчитывала двести- триста строк. Он говорил, что "все образы возникли перед ним предметно", вместе с описаниями, безо всякого усилия. Вообразите себе его расстройство, когда в середине работы его прервали на пятьдесят четвертой строке. Когда через полчаса он вернулся, остальная часть поэмы растаяла, остался лишь записанный фрагмент.

И хотя "Кубла Хан" Кольриджа отмечен чертами воображения, на которое воздействовал наркотик - это необычайные космические превращения, отлив и прилив образов - его шедевр не может быть отвергнут просто как результат воздействия наркотика. Ведь бесчисленное количество людей принимали стимулирующие опиумные дозы, но мало кто проснулся с великой поэмой. Кольридж обладал необходимым сознательным мастерством. Небольшие наброски поэмы были найдены в его записных книжках предыдущих лет. Но именно состояние сновидения одарило его особыми загадочными образами и сплело их в единое целое.

Биограф Кольриджа, глубоко погрузившийся в изучение работы писателя, также пережил сновидение "купола удовольствий" "Кубла Хана". Углубленное занятие каким-либо субъектом вполне способно индуцировать сны о нем. Это может случиться и с Вами, когда Вы будете читать эту книгу. Другой английский писатель, Томас де Куинси (1785-1859) может служить примером того, что может случиться, если человек не знает, как позитивно влиять на содержание своих снов. В "Признаниях английского любителя опиума" де Куинси описал те изменения в своих снах, которые он осознал, став приверженцем опиума. Его сновидения становились все более тягостными. В самом начале своего серьезного пристрастия он заметил возрастание числа видений при засыпании. Что бы его воображение не нарисовало во тьме, предшествующей сну, все это точно переносилось в его сновидения. Он даже стал бояться что-либо воображать. Его сны сопровождались "глубокой тревогой и мрачной меланхолией", невыразимыми словами. Он ощущал себя "опускающимся в пропасть и пучину без солнца, все глубже и глубже, и казалось, нет надежды, что я когда-либо вырвусь отсюда". Де Куинси обнаружил, что его чувство пространства и чувство времени искажались: "Иногда казалось, что я прожил семьдесят или сто лет за одну ночь...". Сновидения стремительно сменяли образы дворцов и городов на воду, а затем на человеческие лица, "гневные, умоляющие или отчаявшиеся". Сны его все больше становились параноидальными, заполняясь преследующими его врагами - малайцами или же восточными пытками, сопровождаемыми ощущениями тропической жары или обжигающего солнца. Моральный, духовный и физический террор постоянно окружал его в сновидениях, а центром переживаемого ужаса было гнетущее чувство дурной бесконечности. "...Я просыпался с усилием и громко кричал, что никогда больше не буду спать". Очевидно, что это совсем не те перемены, которые мы хотели бы ввести в наши сновидения. Большинство страданий, перенесенных де Куинси во сне, были непосредственно связаны с употреблением наркотиков. Но он мог бы противостоять их воздействию, если бы умел контролировать свои сновидения. Ночные ужасы могут быть устранены, если Вы научитесь контролировать свои сновидения. Как сенои, так и йоги доводят искусство изменять содержание снов до высокого уровня. Их методы помогли бы де Куинси справиться с его ужасными сновидениями. Они могут помочь и Вам справиться со снами-кошмарами.

Люди, занимающиеся творческим трудом, могут заимствовать настроения и основное содержание своих произведений из снов, как это делал де Куинси. Иногда эти люди именно в сновидении получают повеление творить. Так, Сократ (470-399 до н.э.) утверждал, что видел сны, побуждающие его "сочинять и культивировать музыку". Он интерпретировал эти сны как поощрение к продолжению его занятий философией.

Многие авторы писали свои работы под влиянием преднамеренных творческих сновидений. Другой грек, Синез (373-414 гг. н.э.), епископ греческой колонии Кирена в Северной Африке, оставил автобиографический отчет о том, как сны помогали ему писать и решать свои проблемы. Эдгара Аллана По видел сюжеты и фабулы своих историй в сновидениях, а английский эссеист А.Бенсон был вдохновлен своим сновидением на написание поэмы "Феникс". Сиамский писатель Люонгвичиватлен никогда не собирался становиться писателем до тех пор, пока ему не явился во сне его умерший учитель, вручив ему пару очков и предложив использовать их для написания книг. Другие английские писатели пережили нечто подобное де Куинси, когда стали прибегать к наркотикам. Так, Джордж Крабб (1754-1832) рассказывал, что его мучили сны "несчастий и деградации", когда он стал применять наркотики. Считают, что эти сновидения сильно повлияли на поэмы "Сэр Юстас Грей" и "Мир сновидений". Франс Томпсон (1859-1907), английский поэт, видел обычно опиумные сны и, согласно его письмам, "...сновидения были частью худшей реальности моей жизни". Так же, как в случае с де Куинси, Крабб и Томпсон отмечали, что их сны, связанные с употреблением опиума, были отмечены неограниченным простиранием времени и пространства. Во время сновидений они испытывали страдания, параноидальные состояния тревоги и одиночества. Имеется и множество других примеров.

Творческие сновидения, без сомнения, ни в коем случае не являются прерогативой литературных деятелей. Вильям Блейк (1757-1827) - художник, гравер, поэт - многие свои работы создавал с качеством, подобным сновидению. Он рассказывал, что занимаясь поисками наиболее дешевого способа гравирования для своих иллюстрированных песен он однажды увидел сон, в котором его покойный брат Роберт обратился к нему и подсказал способ гравирования по меди. Проснувшись, Вильям немедленно проверил этот способ и убедился, что его можно использовать. Одни интерпретаторы предполагают возможность реального посещения умершим Робертом своего брата во время сна. Другие предпочитают объяснение, основанное на работе подсознания. Каким бы ни было объяснение, основной факт заключается в том, что Блейку удалось найти уникальное решение проблемы именно в сновидении. Обратите внимание на то, что он был сознательно занят поиском решения, когда оно само пришло к нему во сне.

В сфере музыки некоторые знаменитые произведения также связаны с непреднамеренными творческими сновидениями. Джузеппе Тартини (1692-1770) - итальянский скрипач и композитор, рассказал, как в возрасте двадцати одного года ему приснился сон, что он продал душу дьяволу. Во сне он отдал дьяволу свою скрипку, но каково же было его удивление, когда он услышал, как скрипка заиграла неизвестную ему сонату, изысканно красивую и превосходящую самые смелые взлеты его фантазии. Джузеппе был восхищен, приведен в восторг, очарован, его дыхание остановилось... и он проснулся. "...Схватив скрипку, я старался вернуть звуки, которые только что слышал. Но они исчезли. Я потом сочинил "Сонату дьявола", это была моя лучшая вещь, но как далеко было ей до того, что слышал я во сне...". В сновидении Тартини был явлен творческий результат, но он не смог схватить его в той степени, которая бы его удовлетворила. Обратите внимание на немедленную попытку Тартини удержать этот результат - это действие мы будем наблюдать во многих других случаях. Если Вы постараетесь вернуться ко сну, думая, что Вам удастся зафиксировать Ваш сон утром, Вы можете потерпеть неудачу.

Удивительное открытие во сне было сделано Германом В.Гилпрехтом, профессором-ассирологом Университета штата Пенсильвании, в 1893 году. Работая поздно вечером, он старался расшифровать клинописные надписи на двух небольших фрагментах агата, найденных в руинах вавилонского храма. Один фрагмент он уверенно относил к конкретному периоду (1700 год до н.э.), но никак не мог классифицировать и датировать второй. Он прилег на постель около полуночи, сомневаясь в своих выводах, и затем увидел сон:

"Священнослужитель старого дохристианского Ниппура, высокий и изящный, около сорока лет от роду, одетый как простой аббат, провел меня в палату-хранилище Храма, расположенную в его юго-восточной части. Вслед за мной он вошел в небольшую комнату без окон, с низким потолком, в которой находился огромный деревянный сундук, а по полу были разбросаны куски агата и ляпис-лазури. Здесь он обратился ко мне следующими словами: "Два фрагмента, которые ты публикуешь раздельно на страницах 22 и 26, должны быть вместе, это не указатели, как ты думал. История их такова: Царь Куригалзу (1300 г до н.э.) однажды послал среди разных кусков агата и ляпис-лазури исполненный по обету агатовый цилиндр с надписью. Некоторое время спустя жрецам было приказано изготовить серьги из агата для изображения бога Ниниба. Жрецы были в растерянности, так как среди имевшегося необработанного материала не нашлось агата. Но приказ надо было выполнять, и нам ничего не оставалось делать, как распилить подаренный цилиндр на три части, тем самым получив три диска, на каждом из которых сохранилась часть изначальной надписи. Два диска долго служили серьгами бога: два фрагмента, которые причинили Вам столько неприятностей, - это части, оставшиеся от этих серег. И если Вы сложите их вместе, то найдете подтверждение моим словам. Но третью часть Вы в ходе Ваших раскопок не нашли и уже никогда ее не найдете". После этих слов жрец исчез...

Я тут же проснулся и немедленно рассказал своей жене сновидение, которое мне не хотелось забыть ни в коем случае. На следующее утро - это было воскресенье - я обследовал фрагменты в свете узнанных мной во сне фактов и к своему огромному удивлению увидел, что все полностью подтвердилось. Изначальная надпись на цилиндре читалась так: "Богу Нинибу, сын Бэла и его господин Куригалзу, первосвященник Бэла, это преподнес".

Как только Гилпрехту представилась возможность, он отправился в музей в Константинополе, где экспонировались подлинники этих фрагментов. Они находились в разных витринах до тех пор, пока не появилось доказательство, что они должны быть вместе. Гилпрехт вполне определенно показал, что они соответствуют друг другу. Доказательство он нашел в информации, полученной им во сне. Ясновидение? Магия? Или же блестящий каскад выводов замечательного разума, погруженного в древние загадки, в театре сна?

Это необычное сновидение было впервые предано гласности в 1896 году в трудах Общества психических исследований, в связи с вопросом о точности деталей, полученных в сновидениях. В данном случае были возможны разные заключения. Но, какое бы из них не являлось истинным, важно, что комбинация, которая открыла секрет трехтысячелетней давности, возникла в состоянии сна. И тот, кто увидел этот сон, был глубоко погружен в объект своих раздумий еще за минуту до того, как уснул. Ниже мы еще раз увидим в действии принцип погружения в объект в творческих сновидениях, которые послужили мощным импульсом в решении задач двумя учеными. Немецкий химик Фридрих А.Кекуле много лет пытался найти молекулярную структуру бензола. Впоследствии он описывал сновидение, которое увидел, задремав у потрескивающего огня камина, холодной ночью 1865 года:

"Опять атомы прыгали перед моими глазами, и мой взгляд, завороженный повторяющимися образами, сходными друг с другом, уже не мог различить более крупные структуры различной формы, построенные в длинные цепочки, многие их которых замыкались друг на друге. Все двигалось в змеевидной, танцующей манере. Неожиданно что-то произошло. Одна из змей отделилась от своего собственного хвоста и новая структура дразняще затанцевала перед моими глазами. Как будто пронзенный молнией, я проснулся...".

Это сновидение помогло Кекуле понять, что структура бензола представляет из себя замкнутое карбонное кольцо. Это открытие было переворотом для современной химии. Когда Кекуле рассказывал эту историю своим коллегам на научном съезде в 1890 году, он завершил свой рассказ так: "Давайте изучать сны, джентельмены, и тогда мы, возможно, придем к истине". Предположите, что бы случилось, если бы Кекуле "отогнал" свой "змеиный" сон, усмотрев в нем фрейдовский символизм. Стоит обратить внимание и на намеки Кекуле, что он уже видел подобные сновидения до того, как понимание их значения пронзило его.

Несколько десятилетий спустя, Отто Леви, немецкий психолог, переселившийся в Соединенные Штаты, описал сновиденческую инспирацию, посетившую его и принесшую ему в 1936 году Нобелевскую премию за исследования в области медицины и психологии. До этого времени считалось, что нервные импульсы в организме передаются электрической волной. Леви в беседе с коллегами в 1903 году предположил, что возможна химическая трансмиссия нервного импульса, но он не увидел способа доказать свое предположения, и в его сознании эта идея ушла на второй план. Она возникла вновь в 1920 году:

"...В ночь накануне Пасхального Воскресенья этого года я проснулся, повернулся к свету и сделал несколько заметок на обрывке тонкой бумаги. Затем я снова уснул. В шесть часов утра у меня возникло ощущение, что я этой ночью записал что-то очень важное, но я не смог расшифровать каракули. Следующей ночью, в три часа идея возвратилась ко мне. Это был замысел эксперимента, который помог бы определить, правомочна ли гипотеза химической трансмиссии, которую я высказал семнадцать лет назад. Я немедленно поднялся, пошел в лабораторию и на лягушачьем сердце поставил эксперимент, который представился мне во сне... Результаты этого эксперимента стали основой теории химической трансмиссии нервного импульса". Тот факт, что Леви видел идею этого эксперимента две ночи подряд, может послужить источником для новых исследований явления, известного как "соответствие второй степени". Имеется в виду то, что определенное сновидение имеет тенденцию возникать и появляться снова в определенное время. Обратите внимание на то, что в первый раз Леви потерял свое сновидение, записав его неотчетливо. При втором появлении этого сюжета Леви не дал себе забыть его и, подобно Тартини, который схватил свою скрипку, он встал с постели и отправился в лабораторию, чтобы проверить там свою ночную идею.

Давайте теперь оставим "случайные" сновидения, творческий результат которых возник спонтанно, и обратимся к людям, которые преднамеренно вызывают сновидения с творческими результатами. Вы обнаружите, что эти процедуры могут применяться и по отношению к Вашим собственным снам. Вспомните переход от сновидений-удовольствий к снам-ужасам, происшедший с Томасом де Куинси, на которого воздействовал опиум. Сновидения английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона (1850-1894) развивались в обратном направлении: когда он был ребенком, он страдал от сновидений-кошмаров, а став взрослым, он, напротив, получал удовольствие от пленительных снов. Эта счастливая перемена была прямо связана с тем, что ему удалось обрести контроль над своими сновидениями.

Стивенсон прослеживает в мемуарах эволюцию своих сновидений. Он рассказывал о своей детской борьбе с ужасными сновидениями. Он просыпался в страхе после таких снов, как "приклеивание к карнизу коленями и подбородком". Когда он подрос, его сны стали менее страшными, но по-прежнему оставались дискомфортными. Позднее, будучи уже студентом Эдинбургского университета, он мучился ночными кошмарами настолько, что ему пришлось консультироваться у врача, после чего его сны приобрели более банальный характер. В конечном счете, Стивенсон оказался способен внести существенную перемену в свои сновидения. Он завел привычку на ночь сочинять сказки исключительно для собственного удовольствия, прекращая или изменяя истории по собственной прихоти. Когда же он превратил свое домашнее занятие в профессию, он сознательно создавал приятные и счастливые сказки. И обнаружил, что его ночные страдания окончились. Был ли он бодрствующим или же дремал, те, кого он называл "маленьким народом" своих сновидений, были заняты созданием историй, которые пользовались спросом у читателей. Стивенсон заметил, что именно период, когда он нуждался в деньгах, "...весь маленький народ начинал стараться в поисках того же самого и трудился всю ночь напролет. Теперь не надо было опасаться снов-кошмаров; летающее сердце и снятый скальп; - в прошлом, аплодисменты, нарастающие аплодисменты, огромный интерес, растущее ликование, удивление собственной фантазии и, под конец, ликующий скачок в бодрствование с криком: "У меня есть это, этого достаточно".

Насколько же разнится крик Стивенсона по пробуждению от крика де Куинси: "Я никогда больше не засну"! Стивенсон рассказывает, что иногда во сне он бывал разочарован новой историей, и когда, уже проснувшись, прослеживал ее опять, то находил ее непримечательной. Однако часто его маленькие "домовые" дарили ему сказки, которые оказывались лучше тех, которые он мог себе вообразить: "...они могли рассказывать историю и все время держать меня в неведении относительно ее конца. Они могли рассказывать историю часть за частью, подобно сериалу...". Домовые Стивенсона сконцентрировали в себе самое лучшее в его сновидениях.

"Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" - знаменитый пример сказки, частично написанной "домовыми" Стивенсона. Стивенсон объясняет:

"Я долго пытался написать историю на этот сюжет, найти средство выражения для этого сильного чувства раздвоенности, которое время от времени приходит и заполняет любое думающее создание". Он написал небольшой рукописный набросок на эту тему, но это его не удовлетворило, и он его разорвал. Но затем, нуждаясь в деньгах, он возобновил раздумия на эту тему.

"Два дня я напрягал свои мозги, чтобы получить хоть какой-нибудь результат. На второй день я увидел во сне сцену с окном, затем сцену, впоследствии расщепленную на две, в которой Хайд, преследуемый за какое-то преступление, взял порошок и перевоплотился в присутствии своих преследователей. Все остальное было придумано после пробуждения, сознательно, хотя я думаю, что я следовал манере своих домовых". Стивенсон рассказывает, что он действительно исполнял всю механическую работу, облекая сказки в лучшие слова и предложения, которые он только мог придумать, держа перо: и действительно сидел за столом, "что было, пожалуй, самым неприятным", отправлял рукопись и платил за доставку - все это составляло его долю в предприятии, но он полностью доверил "домовым" основную часть - сочинение.

Тем, кто в будущем хочет видеть творческие сновидения, важно отметить несколько аспектов эволюции стивенсоновских сновидений. Во-первых, он был способен успешно противостоять кошмарным образам своих сновидений и трансформировать их в сообщество "маленького народа", своих маленьких друзей. В пятой главе Вы увидите, как сенои достигают в этом "переводе" совершенства. Очевидно, Стивенсон научился делать это сам, так же, как и другие, придя к этому случайно.

Стивенсон, как и многие другие, кто видит творческие сновидения, до конца погружается в свою тему. "Два дня я мучил свой мозг, чтобы придумать сюжет..." Обратите внимание на время - два дня. Вы увидите, что эти два дня окажутся решающими. Возможно, это минимальный временной интервал, на который человек должен быть погружен в свою проблему. Я часто наблюдала как на себе, так и на студентах своих семинаров по сну, что обязательным условием контроля над сновидениями является выделение времени для "погружения".

Регулярный успех Стивенсона в быстром получении сновидений с "реализуемыми историями" - лишь частично результат глубокого погружения в тему. Он преднамеренно планировал эти сновидения. Он давал себе специальные наставления для достижения сновидений. По мере того, как Стивенсон развивал искусство контроля над сновидениями, желанные, быстро реализуемые истории становились обычной реакцией-сновидением. Английский писатель Олдос Хаксли говорил о зависти к "домовым" Стивенсона, а ведь каждый из нас может заставить наши сны служить нам. Конечно, мы должны упражнять наше сознательное искусство. Если Вы развиваете контроль над сновидениями, то позже Вы сможете индуцировать творческие сновидения.

Художники тоже создавали немало работ, основанных на их сновидениях. Некоторые из них преднамеренно индуцировали сны, содержащие картины. Дж. Лауфер, антрополог, специализирующийся по восточной Азии, предполагает, что многие мифические персонажи, изображенные в восточных сюжетах, происходят из снов. Он приводит вдохновленные снами примеры, хорошо известные из древнекитайской живописи. Лауфер рассказывает о сне Ву Тинга (1324-1389), правителя династии Шань. После своей кончины Престарелый учитель императора вызвал сновидение, которое должно было показать нового учителя. Император нашел человека, похожего на того, которого видел во сне, и назначил его на пост премьер-министра. Другой китайский пример - картина Хью Тзанга "Путешествие в другой мир во сне", которая была нарисована им под воздействием сновидения. Буддийский монах Кванг Хиу (832-912 гг. н.э.) специализировался на портретах "архатов" - группы ближайших последователей Будды. Так как архаты были индусами, китайцу они представлялись странным образом. Однако большинство художников изображали их довольно реалистически. Портреты же Кванг Хиу ярко отличались от этого стандарта - черты лица были утрированы, головы имели странную холмовидную форму, брови удлинены и т.д. Кванг Хиу объяснил, что он следовал обычаю жрецов молиться о ниспослании сновидений, в которых бы явился образ соответствующего святого, чтобы, проснувшись, завершить его изображение. Репродукции этих знаменитых портретов сохранились до нашего времени.

Вы тоже можете при помощи сновидений вызывать необычные образы. По мере того, как Вы будете развивать искусство творческих сновидений, Вы сможете занять свое внимание чем-то или кем-то, кого Вы желали бы видеть во сне, представить Вашей памяти запрос на определенный сон, получить его и задержать в памяти после того, как Вы проснетесь, а затем зафиксировать его в той или иной форме. Племя сеноев возвело искусство создания творческих сновидений на высокий уровень. Вы увидите, как можно последовательно создавать творческие сновидения.

Обычно люди способны путем тренировок достичь такого уровня, на котором они могут вызывать творческие сновидения, связанные с их профессиональной деятельностью. Поэт видит поэмы, скрипач слышит во сне скрипичную музыку, математик - уравнения. Поэт не увидит уравнений (по крайней мере, не будет видеть их часто). Почти все инспирированные сновидения, изобретения и открытия, запланированные или незапланированные, были сделаны людьми лишь в тех областях, в которых они были сознательно заняты. Нормальный человек может вызвать творческие сновидения лишь в хорошо знакомой ему сфере деятельности. Вы можете, при помощи одних и тех же процессов, получить из сновидений идею исследовательского проекта, новой обстановки детской комнаты, нового рекламного лозунга или же нового платья. Когда идея свежая, она творческая, независимо от того, в какой области она применяется. Вы можете вызвать творческую идею в сфере Ваших интересов, какой бы она ни была.

Конечно, у обыкновенных людей тоже часто удаются творческие художественные сновидения. Когда это происходит, результат сновидения имеет индивидуальное значение. Моя собственная довольно обширная память содержит много примеров творческих результатов, большая часть из которых не была запланирована. Некоторые из них удивляли меня своим необычайным появлением и своим характером.

Итог того, чему мы можем научиться из творческих сновидений:

  1. Исключите сны-кошмары, изгоните их позитивными образами, которые будут работать на Вас.
  2. Концентрируйте опыт изменений, происходящих в мире - путешествуйте, читайте, воспринимайте искусство, слушайте музыку, учитесь, работайте, воспринимайте внешнее, заполняйте внутреннее.
  3. Погружайтесь в область, которая Вас особо интересует. Обращайтесь ко всем, относящимся к делу материалам - к книгам, кино, исследованиям, прямому наблюдению. Старайтесь заставить себя понять смысл предмета вашего интереса. Получите необходимый для результата материал. Глубокий интерес к предмету или же интенсивное эмоциональное погружение приведет к тому, что Вы пропитаете себя им. Впитывайте Ваш интерес.
  4. Развивайте специальные навыки в выбранной Вами сфере деятельности. Приобретите необходимую способность создавать творческий продукт в бодрствующем состоянии или же в состоянии сна. Все элементы, необходимые для решения проблемы, должны существовать в репертуаре вашего знания. Ваши сны помогут Вам рекомбинировать эти элементы по-новому.
  5. Напряженно сфокусируйте Ваше внимание на области Ваших интересов на несколько дней (по-меньшей мере два или три). Работайте над Вашим объектом до тех пор, пока не придет время сна. Это послужит своего рода приглашением "сновидения о нем". Вы можете пожелать себе специально назначенное сновидение.
  6. После того, как Вы увидите творческое сновидение, четко представьте его себе и зафиксируйте его в какой-либо форме настолько быстро, насколько это возможно: запишите его, зарисуйте, наиграйте, сделайте. Представьте его себе зрительно, когда переводите его в конкретную форму.
  7. Уделите специальное внимание повторяющимся снам и идиосинкратическим результатам сновидений.

Также полезно сделать следующее:

  1. практикуйте навыки творческого процесса. Смотрите на одни и те же вещи по-разному. Освободитесь от догматического мышления;
  2. выделите время, возможность и уединение для творческой работы;
  3. сначала сделайте это, выносите суждение позже. Не оценивайте идеи одновременно с их генерированием;
  4. упорствуйте в изобретении и использовании символов в Ваших сновидениях, особенно положительных символов и полезных образов. Вы одновременно поможете себе собраться и увеличить возможную результативность.
  5. развивайте навыки творческого сновидения (смотрите главу вторую).