Жена Волха. Её воплощение - луна. Требует в жертву мяса диких животных, шкур соболей и куниц, пирожков и лент в дни охоты, выдачи девиц замуж и сватовства.

Упомянута в той части переводной «Беседе Григория Богослова об испытании града (градом)», которая признается вставкой русского книжника XI в . Здесь после перечисления пережитков язычества, сказано «Овъ Дыю жъреть, а другый - Дивии…». Судя по всему, Дивия здесь - это женское соответствие Дыю, то есть греческому Зевсу из церковных текстов.

В «Слове об идолах» богиня Дива упомянута после Макоши и перед Перуном, что также говорит о важном месте, занимаемом этой богиней в языческих представлениях славян.

Примечания

Литература

  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. Истоки славянской мифологии. Рождение богинь и богов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Леля
  • Сварог

Смотреть что такое "Дивия" в других словарях:

    Дивия - (жен.) божественная Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    дивия - сущ., кол во синонимов: 1 богиня (346) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    краста дивия - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   фразеол. (греч. ψώρα ἀγρία) чесотка (болезнь), сыпь на коже … Словарь церковнославянского языка

    Диона - У этого термина существуют и другие значения, см. Диона (значения). Зевс и Диона на монете Дион … Википедия

    Алалыкины - Алалыкины. Родоначальником этой фамилии следует считать Темира Алалыкина, суздальского сына боярского, прославившегося в 1572 году в битве под Молодями, где знаменитый боярин князь Мих. Ив. Воротынский разбил наголову и прогнал Крымского хана… … Биографический словарь

    Алалыкин, Темир - суздалец, сын боярский, отличился в битве князя M. И. Воротынского с Девлет Гиреем под дер. Молоди в 1571 г. Алалыкин убил зятя ханского, Иль Мурзу, и захватил в плен Дивия Мурзу нагайского. "Росс. родословная книга", ч. IV, стр. 233.… …

    Алалыкины Большая биографическая энциклопедия

    Алалыкины - Родоначальником этой фамилии следует считать Темира Алалыкина, суздальского сына боярского, прославившегося в 1572 г. в битве под Молодями, где знаменитый боярин кн. Мих. Ив. Воротынский разбил наголову и прогнал крымского хана Девлет Гирея,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дикие плоды, огурцы - (по слав. дивия яблоки) (4Цар.4:39) из семейства тыквенных, листья и ветви их походят на ветви настоящих огурцов и стелятся по земле. Плоды их, имеющие вид и величину яйца, на вкус очень горьки, вредно действуют на здоровье и могут быть опасны… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ИВАНОВ ДЕНЬ - (Иван Купала), день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), день летнего солнцестояния, до н. XX в. один из основных народных праздников, объединивший в себе элементы христианского мировоззрения и остатки древних языческих ритуалов. Древние… … Русская история


Богини славян улыбаются нам. Если вам близка славянская богиня Дивия, значит, ваш знак - Лунниц а , символ богини Дивии. Знак Богини Дивии, лунница, выглядит в виде полумесяца, повернутого своими рожками вниз . Хотя иногда встречаются и лунницы с рожками, смотрящими вверх. Рожки его издавна считались связью с космическими энергиями. И по сей день на лунницах принято изображать различные земные стихии как символ зарождения жизни. Так, полоски символизируют дождь , квадратики – землю . Цветы – то, что человек находится под защитой самого Солнца. Кресты – единение мужского и женского лунного начал. В этом сила знака богини Дивии.

символ Богини Дивии


Дивия богиня славян

Славянская богиня Дивия – Богиня Луны, Дочь Рода, возникла одновременно с Хорсом, Богом Солнца для того, чтобы люди научились различать Свет во Тьме. Ночь – символ мрака, косности, заблуждений и разгула тёмных сил, Дивия же каждую ночь выезжает на своей колесницей в своей длинной белой одежде, с лунным серпом в головном уборе, мирно светит на спящую землю. Загадочное волшебство, сказки, сны, в которых мы летаем - это проявление Дивии – Луны , её дар чудесного и необъяснимого, заключённый в её Знак. Знак подходит замужним и незамужним женщинам.

Символ Богини Дивии



шеврон из славянского интернет-магазина «Северная сказка»

Знак богини Дивии убережет вас тем, что:

    не даст чужому злому вмешательству помешать вам,

    защитит от всего темного, осветив вам путь в непроглядной тьме.

Если вы носите лунницу, символ богини Дивии, то вскоре можете заметить, что:

    перед вами открылись двери в мир волшебства и магии,

    ваша жизнь стала богаче, плодотворнее, окружающие стали признавать ваш дар.

Богини славян по-прежнему улыбаются нам!

В целом, знак богини Дивии принято считать символом молодой, нарождающейся Луны, как знак чего-то нового, зарождающегося в вашей жизни . Это женский знак, приносящий тайные силы женщине, подчеркивающие загадку и мистику, что несёт в себе эта спутница ночи. Лунница – древний знак, символизирующий мягкую и гибкую женскую власть над миром . В этом сила знака богини Дивии!

Читайте нашу следующую статью « » .

Еще статьи о славянских оберегах:

Какими были и каково их значение;

Советы, как выбрать и .


Богини славян улыбаются нам. Если вам близка славянская богиня Дивия , значит, ваш знак - Лунница, символ богини Дивии. Знак Богини Дивии, лунница, выглядит в виде полумесяца, повернутого своими рожками вниз. Хотя иногда встречаются и лунницы с рожками, смотрящими вверх. Рожки его издавна считались связью с космическими энергиями. И по сей день на лунницах принято изображать различные земные стихии как символ зарождения жизни. Так, полоски символизируют дождь, квадратики – землю. Цветы – то, что человек находится под защитой самого Солнца. Кресты – единение мужского и женского лунного начал. В этом сила знака богини Дивии .Подробнее… ">



ДИВ ДИВ

дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. Вилы ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны - со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий - «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» - первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu - «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели - Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также Дый ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа - дэва (см. Дэвы ). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. Индоевропейская мифология ) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaoš, «сверзился с неба») и древнегреческом (διοπετής,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.).
Лит.: Иванов В. В.. Топоров В. Н„ К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. в, Тарту, 1973.
В. В. Иванов, В. Н. Топоров.


(Источник: «Мифы народов мира».)

ДИВ

небо, отец богов и людей, правитель Вселенной и создатель молний (тождествен Святовиту и Сварогу). Старинные русские памятники говорят о поклонении богу Диву, и если в этом свидетельстве вероятнее видеть указание на светлое небесное божество, то все-таки не может быть сомнения, что уже в отдаленной древности со словом «дивы» связывалось понятие о драконах и великанах туч. «Слово о полку Игореве» упоминает о диве, восседающем на дереве, подобно Соловью-разбойнику и мифическим змеям. Со словом «диво» однозначительно чудо, встречаемое в старинных рукописях в значении исполина, гиганта; Морское чудо (Морской Царь), владыка дожденосных туч, точно также как Лесное чудо - леший, обитатель облачных лесов.

(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "ДИВ" в других словарях:

    див - див/ … Морфемно-орфографический словарь

    Див: Дивы Д.И.В. Часть имени или топонима Публий Лициний Красс Див Сен Пьер сюр Див (кантон) Бретвиль сюр Див Див сюр Мер Сен Пьер сюр Див Марк Лициний Красс Див (сын триумвира) См. также Div WWE Поиск Див … Википедия

    Главный калибр Корпорации Тяжелого Рока. История этой трэш группы началась в первой половине 80 х в СПТУ 39, где волею судеб оказались вместе Виктор Алкаш Лемков и Сергей Лысый Тайдаков. Объединив усилия, они попробовали играть хард рок, но армия … Русский рок. Малая энциклопедия

    А; м. Нар. поэт. Сказочное существо невиданно чудного или страшного вида. * * * ДИВ ДИВ, в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы … Энциклопедический словарь

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Дивович, Дивовна.Производные: Дива.Происхождение: (От лат. divus божественный.) Словарь личных имён. Див а, м. Стар. редк. Отч.: Дивович, Дивовна. Производные: Дива. [От лат. divus божественный.] Словарь русских личных… … Словарь личных имен

    див - 1 іменник чоловічого роду, істота у міфології див 2 іменник чоловічого роду диво рідко … Орфографічний словник української мови

    ДиВ - «Движение и воздух» омская научно производственная фирма г. Омск, образование и наука Источник: http://www.regnum.ru/expnews/170584.html ДИВ Джугашвили Иосиф Виссарионович истор., СССР … Словарь сокращений и аббревиатур

    В восточнославянской мифологии один из духов дикой природы … Большой Энциклопедический словарь

    М. Сказочное существо; чудище, чудовище (в восточной мифологии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (перс, div гений, санскр. div небо, лат. divinus божественный). 1) злой дух. 2) пугач филин, сова, ночн. ворон; зловещая птица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Дивіться, малята Що роблять кораблі , малята. Скільки транспорту на морі! Пасажирські та вантажні судна, катери, круїзні лайнери, вітрильники, підводні човни, криголами, військові кораблі, а ще: пором, барка, судно на повітряній подушці,…
  • Сказ о том, как кожа спадает с ночи, и оголяются просторы для завоевания днём , Див Талалуев. Два брата-рыбака, живущих на краю царства земли Тирд и ловящих рыбу в экстремальной реке, из-за любви к яблокам случайно вмешались в чужую беду и следом угодили в череду событий. Происходящее…

Перуница (богиня-молния, Дива-Додола) в древней мифологии славян считается покровительницей лета, небесной влаги и молодости. Являясь верной спутницей Перуна помогает не замужним молодым девушкам.

Место среди богов

Богиня Перуница покровительствовала молодым девушкам.

Перуница -дочь бога ночного неба, позже богатства - Дыя и богини луны - Дивии. Додола отличалась гордым характером и красотой. Была супругой Перуна и родилась у них Девана - богиня охоты.

Перун и Велес влюбились в одну девушку, звали ее Додола, Велесу она отказала и стала спутницей бога грозы.

Тогда Велес обратился в цветок необычайной красоты, Богиня остановилась чтобы вдохнуть аромат волшебного цветка и уснула. После этого события родился у нее Ярило. Прогневался Перун и обратил свою супругу в божью коровку, а с Велесом с тех пор у них вражда.

Атрибуты

Молния – это главный атрибут Перуницы, олицетворяет всю силу и мощь характера богини.

  • Проявление богини Додолы - грозовая молния ;
  • цветок подснежник и ландыш;
  • подношение (треба): различные цветы, ленты и хлеб.

Символ-оберег

Оберег богини Дивы-Додолы - «перуница» символ грозовой молнии. Усиливает силу духа (внутреннюю силу), помогает найти путь разрешения проблемы. Подобно молнии «освещает» светом, рассеивает тьму олицетворяющую разную нечисть и черную магию. Оказывает помощь в исправлении свершенных ошибок, разрушая прошлое и очищая дорогу в будущее.

Покровительствует рожденным в июньские дни с 13 по 21 числа.

Руна Додолы

Руна сила – руна богини летней молнии

Руной Перуницы считается «руна сила». Руна сила означает единство физической силы, знаний и опыта. Олицетворяет осознанность выбора сиьных людей. Считается что доброта при отсутствии силы - это необходимость, а доброта при наличии силы, знаний и власти – это уже осознанный выбор.

День чествования

День когда впервые встречаются в битве весна и зима, 2 февраля , считается днем чествование Додолы и называется «громница». В этот день часто первая гроза, ведь бог грозы и войны да Додола помогают молодой Лёле , богине весны, одолеть - повелительницу зимней стужи.

22 июля – день летней Перуницы. В этот день женщины соревновались в воинском искусстве, ведь в тяжелые времена, полные военных столкновений важно было не только создать уют в доме, но и защитить свой кров и детей.

В обряде поклонения Перунице участвуют молодые девушки наряженные в венки. Их поливают водой и приносят хлеб, этот обряд призывает дожди, необходимые для богатого о=урожая наравне с теплом и солнечным светом.

Происхождение имени бога Дива может идти от cтарославянского слова «divъ», что дословно означает нечто чудесное, способное сильно удивить. Отсюда произошли и украинское «диво», болгарское «дивен» и другие слова в родственных славянских языках. Значение, вне зависимости от вариаций изначального корня, остаётся неизменным-это чудо.


Существует вероятность, что имя данного божества происходит от праиндоевропейского слова «deivos», что означает «бог». Похожими по звучанию и по смыслу выступают древнеиндийское слово «devas» и латинское «deus». В обоих случаях это «бог». Если учитывать, что у древних славян с праиндоевропейцами не только много общего в языковом понимании, но и по части религиозных убеждений. Поэтому
данная теория вполне может соответствовать реальности.
Если мы обратимся к вымершему авестийскому языку, то мы можем найти загадочно схожее по звучанию с Дивом слово «daeva», что в переводе означает злой дух. Подобные существа, встречаются в мифологии народов Кавказа, Сибири, Урала, Средней и Малой Азии. Это великаны, с человекоподобным видом, или с телом человека, но головой зверя. Подобным великанам приписываются разные злодеяния, в том числе и похищение красавиц с целью сожительства с ними и продолжения своего рода. В славянской мифологии Див не охарактеризован, как положительный персонаж, что вызывает некоторые сомнения. Нет и прямых упоминаний и о том, что Див был злым. У восточных славян Див, выступает в роли духа-предсказателя, способного принять облик птицы, в частности это филин или сова. Птица предвещает войну и сопровождает в сражении войско, и кружит над головами тех, кого неминуемо ждёт поражение.

Кто такой Див?

Див — одна из загадок языческого прошлого. Кто это — мифический злодей, или светлый бог? До нас, увы, не дошли прямые доказательства, которые смогли бы полностью опровергнуть один из этих вариантов. У Дива есть несколько вариаций имени. Это Дый и Дий. Мы говорили уже о возможных вариантах происхождения этого имени. Допустим, что Див это если и не бог, то наделённая большой силой и властью мифическая фигура из славянского пантеона богов.
В источнике «Слово Святого Григория», указывается, что Див — это бог, властвующий на небе, и сила его и мощь в свете небесных светил. В другом источнике, в » Слове о полке Игореве», Див и вовсе предстаёт предвестником бед. Возможно, с течением времени и под влиянием разных инородных культур, образ Дия менялся и воспринимался по-разному разными поколениями. Возможно ещё деды почитали его, как бога, а уже их внуки считали того же Дия злым духом. Миграция кочевников, переселение разных племён неотвратимо несла за собой ассимиляцию и слияние местной культуры с пришедшей, что со временем могло разительно изменить исконные образы богов и других явлений.
В другом историческом источнике, «Беседа Григория богослова об испытании града», Див упоминается, как бог неба, а его жена Дивия — богиня земли и плодородия. Мифология древних народов пропитана дуалистической идеей создания мира, путём слияния мужского и женского начала. Здесь и возникает одна из теорий, которая бытует среди нынешних исследователей, касательно предназначения Дива, как бога. Возможно Див, почитался, как божество небесных вод — источника первичной силы, которая полилась с небес и оплодотворила земную твердь и зародила на ней жизнь.

Стоит уделить внимание ещё одному источнику «Летовник Георгия Амартола». В нём Дий представлен как, сын Крона (Хроноса), что царствовал в Асирии, и был известен, как каннибал, поедающий собственных детей. Согласно традициям и устоям персов, Дий был женат на сестре своей Ире и был у него брат Нина. В этом же источнике указывается, что некий Серух, привил вавилонянам почитание своих предков и героев, как богом, что было распространённым в эллинских государствах. Таким образом, те кто делал какие-либо открытия, или отличался своими деяниями в обществе, воспринимался как некто особенный, божественный. Дый упоминается, как бог дождя, что даёт отсылку о предположении его причастности к небесным водам в славянской мифологии.

Существует и совершенно иная версия, что Див был богом ночного неба. Стоит упомянуть, что у Амартола, Дыю, тому же Дию, приписывается двух полость «ов дыю жреть, а дроугый дивии». В славянской мифологии женой Дива выступает Дивия, которая почиталась как богиня ночного неба и луны. Можно предположить, что изначальную гермафродитную сущность Дыя, славяне расщепили на два божества: Дива и Дивию.
Див согласно этой версии, выступает и в роли Птицы-Див, и обитал он на небесах первозданных, которое было раньше, чем небо, скованное Сварогом. Родился Див от союза Великого Рода и небесной Козы Седуни, и был он братом Сварогу. Если обратиться, к Амартолу, то он указывает, что в честь Дыя, в древнем Египте в жертву приносился рогатый скот, в том числе и козы. Возможно именно отсюда и возникла идея о родстве со славянской козой Седуни.
После того, как Див своим копьём прикоснулся к тверди земной, и родился могучий Индра. А от Дивии, сестры своей у Дива родились, прекрасная Дива-Додола и красавец Чурила. Богу Диву так же приписывается тайная связь с женой бога Бармы, Тарусей. По легенде именно от этого союза пошёл народ, что породил Дивьих людей.
По этой теории Дый обитал в Уральских горах, и посылал дождь людям, для того чтобы полить поля и посевы. В услужении у него были великаны, Дивьи люди, что были его правнуками, от детей Таруси. Он требовал от них слишком много дани, и в конечном итоге великаны перестали почитать своего прародителя. Тогда в гневе Див, назвал себя богом ночного неба и ему стали поклоняться нечестивые: убийцы, воры и разбойники. Люди, что больше не получали от Дива дождя, попросили помощи у мудрого Велеса, что низверг тёмного Дива в Навий мир. Но Диву помог Вий, и он вернулся в свою обитель. Решив помириться с Велесом, Див пригласил бога-мудреца в свои покои, где предложил ему испить из чащи полной яда. В итоге Велес был отравлен и низвергнут в Навий мир, где обрёл свою супругу, дочь Вия — Ягиню. Есть предположения, что Вий не спроста помог Диву, дескать в зятья хотел Велеса заполучить.
В это же время сын Дива, Чурила вместе с великанами, одолел сварожичей. В наказание за дерзость Сварог запер великанов в самом сердце Уральских гор, а раскаявшегося Чурилу, что преподнёс Сварогу в подарок золото из тайных подземелий, взял себе в услужение. Вражда между Ирийскими богами и Дивом была окончена, и он снова стал светлым божеством.