Фундаментальная наука может быть захватывающим и по-настоящему глобальным занятием. В доказательство тому мы собрали в данном обзоре 7 самых масштабных и невероятных научных проектов в истории .


В мире физики ходит шутка: «Раз в несколько миллионов лет физики на какой-нибудь планете собираются и строят Большой адронный коллейдер». В ней высмеивается информация из желтой прессы, согласно которой запуск данного объекта может привести к возникновению Черной дыры и уничтожению Земли.



Конечно, ничего подобного случиться не может. Зато такие слухи привлекли внимание широкой общественности к крупнейшей в мире экспериментальной установке, строительство которой началось в 2001 году.



Большой адронный коллайдер представляет собой огромный ускоритель заряженных частиц. Длина его основного кольца составляет 26659 метров. А в создании данного объекта и работе с ним уже задействовано более 10 тысяч ученых и инженеров из ста с лишним стран мира. Стоимость строительства БАК исчисляется 10 миллиардами американских долларов.



Задачи, которые стоят перед этим коллайдером, огромны. Но основной из них считают поиск бозона Хиггса – элементарной частицы, которую также называют «частицей Бога».

Международный экспериментальный термоядерный реактор

Термоядерная энергия в будущем может стать основной мировой энергетики. Однако до сих пор никому не удалось построить стабильный реактор, который можно было бы использовать в коммерческих целях. Но подобный объект, как ожидается, будет закончен уже в 2020 году.



Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) был заложен в 2007 году на юге Франции в шестидесяти километрах от Марселя. Строительство данного объекта первоначально планировалось закончить к 2016, но сейчас эти сроки сдвинуты до 2020. Общая смета проекта уже превышает 15 миллиардов евро.



Над проектом трудятся ученые и инженеры из ЕС (сообщество выступает как единое целое), Китая, США, России, Индии, Японии, Южной Кореи и Казахстана.

Хранилище Судного дня

Ученые, в отличие от большинства политиков, умеют думать не только о настоящем, но и о будущем. А потому они пытаются предугадать разнообразное развитие различных событий, в том числе, и собственных действий. Чтобы обезопасить потомков от продовольственного кризиса, они создали на архипелаге Шпицберген необычный склад, который в обиходе называют громким именем Хранилище Судного дня.



Речь идет об огромном бункере в подземной системе пещер, которому не страшны никакие внешние катаклизмы. Это хранилище может выдержать ядерный удар, падение метеорита и прочие глобальные неприятности.



Внутри Хранилища Судного дня находятся миллионы тонн семян тысяч плодоносных сортов. Они лежат там в целости и сохранности не для того, чтобы однажды быть съеденными. Это бесценный запас генофонда, на основе которого в случае необратимых катастрофических событий можно будет восстановить утраченные виды растений или развивать новые.



Эти семена находятся на глубине более 100 метров под скальной поверхностью. В помещении с ними установлена постоянная температура в -18 градусов, чтобы максимально замедлить метаболизм и, следовательно, старение семян. В таких условиях они могут быть полностью готовыми к выращиванию даже через тысячу лет.



Нет более близкого в мире для человека существа, чем сам человек. И пусть мы далеко не все знаем про самих себя, но фундаментальная наука всячески старается приблизиться к полному пониманию жизни как таковой.



Одним из самых масштабных исследований в этом направлении стал проект «Человеческий геном», стартовавший в 1990 году под руководством Джеймса Уотсона под эгидой Национальной организации здравоохранения США. Ученые поставили перед собой цель полностью расшифровать геном человека, состоящий из 20-25 тысяч генов.



Основная работа по этому проекту закончилась в 2003 году, однако до сих пор идет дополнительный анализ некоторых участков человеческого генома.



Помимо чисто научных целей, данный проект имеет также множество прикладных возможностей. К примеру, полная расшифровка человеческого генома позволяет разрабатывать куда более эффективные медикаменты.

Перепись населения океана

Человечество неплохо знает сухопутную часть нашей планеты, однако весьма посредственно разбирается в том, что происходит под водой. Чтобы исправить этот перекос, научное сообщество дало в 2000 году старт масштабному проекту с названием Перепись населения океана (Census of Marine Life).



В начале реализации проекта учеными было поставлено три базовых вопроса:
Кто жил в океане?
Кто живет в океане?
Кто будет жить в океане?

Ответы на эти вопросы тысячи специалистов искали по всей планете в течение десяти лет в рамках более чем пятисот научных экспедиций. В результате была создана огромная база, состоящая из подробного описания ста двадцати с лишним тысяч видов океанских существ.



При этом в рамках исследований были впервые обнаружены более шести тысяч новых видов морских живых организмов.

Международная космическая станция на данный момент является самым масштабным и самым дорогим в истории научным проектом. Ее общая стоимость уже превысила 100 миллиардов долларов.



Эксплуатация МКС началась 20 ноября 1998 года, когда на орбиту был выведен первый ее модуль – грузовой блок «Заря». Сейчас же она состоит из тринадцати элементов, которые принадлежат России, США, ЕС и Японии. Также в программе МКС участвуют Бразилия, Канада и Швейцария.



Международная космическая станция – это огромная орбитальная научная лаборатория, в которой проводятся эксперименты, требующих наличия уникальных условий космического полета: микрогравитации, вакуума и излучений, не ослабленных земной атмосферой.



Одновременно на МКС может жить максимум шесть космонавтов.

В ноябре 2014 года случилось уникальное в истории исследований Человеком Космоса событие. Впервые созданный на Земле аппарат приземлился на комету и прислал оттуда научные данные.



Космический зонд Розетта был отправлен к комете Чурюмова-Герасименко еще в 2004 году. Весной 2014 года он приблизился к небесному объекту, летом собирал картографические данные о нем, а в ноябре состоялась посадка на поверхность планеты управляемого дистанционно аппарата Филы.

В течение четырех дней Филы исследовал комету при помощи множества приборов, передавая при этом информацию на Землю. Исчерпав запас энергии, аппарат отключился, чтобы в перспективе заработать снова, когда солнечные панели немного наполнят электричеством его аккумуляторы.


Посадка космического аппарата Филы на комету Чурюмова-Герасименко стала одним из и одним из самых масштабных проектов в истории науки вообще.

А значит человечеству требуются все более грандиозные проекты для комфортного существования.

Перед вами - подборка 7 самых впечатляющих строительных проектов наших дней от «Популярной механики».

Готардский базисный тоннель, Швейцария

Самый длинный и глубокий железнодорожный тоннель в мире проходит прямо сквозь швейцарские Альпы. Его строительство продолжалось почти 20 лет, однако открыли его лишь в 2016 году. Это позволило отправлять прямые рейсы (пассажирские и грузовые) между Цюрихом и Миланом, теперь от одной локации до другой можно добраться всего за 2 часа 50 минут. Длина тоннеля составляет 57,1 км (включая служебные и пешеходные ходы - 153,4 км), а расстояние от горных вершин до его стен - 2280 метров.

Панамский канал, Панама

Знаменитый канал был прорыт в 1914 году, так что же он делает в этом топе? Все дело в том, что индустрия не стоит на месте. В 2016 году был разработан проект по расширению канала и увеличению его длины более чем на 6 км. В результате, масштабное строительство потребовало 4,4 млн кубометров бетона, но деваться некуда: за прошедшее столетие корабли заметно выросли в размерах.

Тюо-синкасеэн, Япония

Железная дорога - это не обязательно грохот стальных колес по рельсовым стыкам. В 2014 году Япония начала строительство первой линии магнитолевитационной железной дороги, которая должна связать Токио, Нагою и Осаку к 2027 году. Общая стоимость строительства по предварительным оценкам составит $57 млрд - фантастическая сумма. Общая протяженность жд-линии составит 287 км, при этом поезд сможет разогнаться до 500 км/ч - в результате от Токио до Нагои можно будет добраться всего за 40 минут. Основной маршрут будет пролегать под землей и внутри специальных тоннелей.

Станция метро Доха, Катар

В настоящее время на территории Катара развернут амбициозный проект под общим названием Doha Metro Line. Железнодорожная линия, общая протяженность которой составит более 210 км, рассчитывает охватить 100 жд-станций (из них 60 возводится прямо сейчас). В рамках проекта будут запущены самые быстрые в мире поезда на автопилоте, которые смогут развивать скорость до 100 км/ч. Открытие новой линии запланировано на 2019 год.

Хэндфортский комплекс, штат Вашингтон

На этот проект по очистке окружающей среды, который по праву считается самым крупным в мире, были потрачены бессчетные миллиарды долларов. С 1943 по 1987 годы на юго-востоке Вашингтона было построено 9 ядерных реакторов и 5 комплексов по переработке плутония, запущенных в рамках мировой ядерной программы. К 1989 году от наследия военного времени пришлось спешно избавляться - а для этого необходимо было очистить 241 миллион литров раствора, содержащего радиоактивные компоненты. Для этих целей были использованы 177 подземных резервуаров, в которых опасное вещество было помещено на долгосрочное хранение.

Евротоннель, Великобритания/Франция

Также известный как тоннель под Ла-Маншем, этот двухпутный жд-тоннель соединяет континетальную Европу с Великобританией. Его протяженность составляет примерно 51 км, из которых 39 проходят прямо под проливом Ла-Манш. Проект, который разрабатывался шесть лет, предусматривал создание двух тоннелей для поездов диаметром по 7,6 метра, которые были бы доступны для поездов 365 дней в году. В настоящее время Евротоннель является самым протяженным подводным тоннелем в мире, пролегающим на глубине 75 метров ниже уровня дна.

Мост Порт-Манн, Ванкувер

Это грандиозное сооружение было возведено в 2012 году и долгое время удерживало титул самого широкого моста в мире и второго по величине моста на территории Северной Америки. Для создания надежного крепления пришлось использовать 288 стальных тросов,

Самое крупномасштабное и грандиозное строительство в мире. Фото и видео, крупнейшие стройки мира, использование новейших технологий в строительстве в разных странах.

Бюро Zaha Hadid Architects выбрано в качестве одного из консорциумов для строительства нового Рублево-Архангельского района на западе от Москвы. Проект застройки района на территории 460 Га включает все, от квартир…

Студия MAD Architects перешла к стадии строительства спортивного кампуса площадью 700 000 кв. м. в историческом городе Цюйчжоу провинции Чжэцзян. Масштабный комплекс сочетает в себе функции спортивного парка с естественными…

Римский дизайнер Пьерпаоло Лаццарини во главе собственной студии Lazzarini Design представил новый фантастический проект будущего Wayland – плавающий город на воде, состоящий из модульных пирамид. Составляющие пирамиды нового проекта формируют…

Студия Progetto CMR, возглавляемая итальянским архитектором и дизайнером Массимо Роем, раскрыла свой последний большой проект, который уже находится на начальной стадии строительства. Новая глобальная стройка от Progetto CMR развернулась в…

Под руководством голландского бюро KCAP в центре Сингапура проходит модернизация 2-го центрального делового района JLD. Обновленный бизнес-кластер от KCAP – это более четырех миллионов квадратных метров пространства в экологически чистых…

Компания Amorphoustudio разработала для Дубая новый фантастический проект – гигантский комплекс небоскребов Symbiotic Towers, состоящий из трех башен смешанного использования, соединенных двухуровневым подиумом с торговым центром. Комплекс займут элитные квартиры,…

Студии Grimshaw Architects, Arup Engineering и Haley Sharpe Design вместе разработали проект «Оманского ботанического сада», самого большого в своем роде на Аравийском полуострове. Спроектированный под руководством его величества султана Кабуса…

Любой масштабный проект стоит больших денег. Сегодня крупные проекты человечества настолько дороги, что не каждая страна в мире может себе это позволить.

Но даже если деньги нашлись и были вложены, всегда остается риск того, что крупный проект может закончиться неудачей. Однако деваться некуда и люди продолжают строить и вкладывать средства в самые затратные и масштабные проекты.

Итак, представляем вам самые дорогие и самые крупные на сегодня проекты человечества.

Пять самых дорогих проектов в мире

1. Проект Спейс-Шаттл — 196 миллиардов долларов

Буран vs Шаттл

Орбитальный корабль многоразового использования

Был реализован только в двух странах СССР и США. Штука затратная. На обеспечение всей программы Спейс-Шаттл было потрачено 196 миллиардов долларов. СССР потратил на проект Энергия-Буран около $20 млрд.

Давайте рассмотрим чем же отличались столь разные по затратам, но похожие по целям проекты.

Буран-Энергия vs Спейс-Шаттл

Буран - орбитальный корабль многоразового использования. Создан в СССР, как ответ на разработку американской многоразовой транспортной космической системы Спейс-Шаттл.

Предназначен для решения оборонных задач, выведения на орбиту различных космических грузов, доставки модулей и персонала, возврата на Землю спутников, освоения технологий космического производства.

Работы начаты в 1974 году. Полет состоялся 15 ноября 1988 года. Программа длилась 18 лет. Общий объём затрат составил 16,5 миллиарда рублей.

Основные отличия от Спейс-Шаттл

В отличии от Шаттл, Буран мог несколько раз заходить на посадку и садиться с работающими двигателями. Сверхтяжёлая ракета-носитель Буран-Энергия изначально создавалась универсальной и обеспечивала вывод на орбиту любых грузов массой до 100 тонн. Космический самолет Буран мог задействовать собственные двигатели во время снижения-посадки и совершать весь полет под управлением автоматики. Ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов. Шаттл мог садиться только в ручном режиме.


Буран был рассчитан на 100 полётов, твердотопливный ускоритель - на 20, основные двигатели - на 66 полётов. Одноразовый элемент — подвесной топливный бак. Буран имел две системы спасения экипажа: катапультные кресла пилотов и возможность отделения самолета от носителя на взлете. После полёта Бурана из 38 тысяч 800 уникальных теплозащитных плиток было потеряно только восемь. После первого запуска Шаттла из 24 тысяч 192 плиток (плюс 3254 матов изоляции) потребовалась замена более ста теплозащитных элементов.

Сравнение ТТХ

Технические характеристики Буран Шаттл
Длина, м. 36,4 34,2
Размах крыла, м. 24 23,8
Высота, м. 16,2 17,3
Стартовая масса, т. 105 94,8
Экипаж, чел. 10 7+3
Груоой отсек м 3 70 90
Полезный груз при взлёте, т 30 25
Полезный груз при посадке, т 20 15
Время на орбите, сутки 30 16
Полёт/Посадк в автоматическом режиме есть нет
Подготовка к запуску, сутки 15 30
Макс орбита, км 1000 1100

2. Проект МКС — 160 млрд долларов

Международная космическая станция

Международная космическая станция (МКС) - летающий форпост всего человечества в космосе и пока самая дальняя точка проживания людей во Вселенной.

МКС — один из лидеров по стоимости среди всех космический проектов. Цена создания и эксплуатации МКС уже превышает 160 млрд долларов.

Задачи станции

Изучение Земли из космоса
- изучение физических процессов в условиях невесомости и искусственной гравитации
- изучение биологических процессов в условиях невесомости и искусственной гравитации
- астрофизические наблюдения
- испытание новых материалов и приборов для работы в космосе
- отработка технологии сборки на орбите крупных систем, в том числе с использованием роботов
- испытание новых фармацевтических технологий
- опытное производство новых фармацевтических препаратов в условиях микрогравитации
- опытное производство полупроводниковых материалов.

История проекта

Строительство начались в 1993 году. Запущена на орбиту в 1998. С 2000 года, МКС постоянно обитаема.

На создание МКС даже у крупнейших космических держав в одиночку не хватало сил и в конце 21 века Россия и США объединили усилия в построении станции. Сейчас в проекте МКС участвуют уже 23 государства при лидирующих позициях России, США, ЕС и Японии.

Строение

Американская и русская части
- солнечные батареи
- приборный отсек
- окислительные баки
- аэродинамический руль

Управление осуществляют ЦУП и НАСА.

Масса станции 450 тонн. Высота орбиты 350-460км. Наклонение орбиты 51,6 градуса. Период развертывания 1998-2003 годы. В эксплуатации — 15 лет.

3. Проект Кашаган — 116 млрд долларов

Местонахождения: Кашаган, Казахстан
Компании: KazMunayGas, Eni, Shell, Exxon, Total, ConocoPhillips, INPEX

Кашаган – крупнейшее нефтегазовое месторождение, открытое за последние 40 лет. Находится на глубине 5500 метров в северной части Каспийского моря. Нефть поднимается на поверхность через сложную серию труб и доставляется на берег по нефтепроводу и танкером. Участвующие в проекте Кашаган компании строят ряд искусственных островов в районе месторождения.

4. Проект истребителя F22 Raptor — 78 млрд долларов

F-22 Raptor глазами американцев

Наше время-это эпоха F-22 Raptor, лучшего в мире истребителя 5-го поколения. :)

Абсолютное превосходство в воздухе

F-22 является единственным истребителем, способным одновременно выполнять боевые задачи воздух-воздух и воздух-земля практически безнаказанно.

Это обеспечивают никогда ранее не виданные характеристики живучести самолета даже в условиях сложных воздушных и наземных угроз.

F-22 — это истребитель для завоевания господства в воздухе

Он обеспечивает полное превосходство Америки и является смертельно опасной, живучей и гибкой многоцелевой машиной.

Кроме того используя преимущества новейших технологий, F-22 стал отличной платформой для выполнения многих разнообразных задач, включая сбор информации, наблюдение, разведку и электронную войну.

Raptor защищает Америку сегодня

Raptor является серийной машиной полностью готовой для массового развертывания.

В настоящее время для F-22 определены несколько авиабаз по всей стране:

  • 2 эскадрильи, 1-е Истребительное крыло, Лэнгли, Виргиния
  • 1 эскадрилья, 192-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Лэнгли, Виргиния
  • 1 эскадрилья, 325-е Истребительное крыло, Тиндалл, Флорида
  • 2 эскадрильи, 49-е Истребительное крыло, Холломэн, Нью-Мексико
  • 1 эскадрилья, 44-я Истребители Резервного Командования ВВС, Холломэн, Нью-Мексико
  • 1 эскадрилья, 53-е Крыло, Эглин, Флорида
  • 1 эскадрилья, 57-е Крыло, Неллис, Невада - в 10 милях к северо-востоку от Лас-Вегаса
  • 1 эскадрилья, 412-е испытательное крыло, Эдвардс, Калифорния (60 миль от Лос-Анджелеса)
  • 2 эскадрильи, 3-е Крыло, Элмендорф, Аляска
  • 1 эскадрилья, 477-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Элмендорф, Аляска
  • 1 эскадрилья, 15-е Крыло, Хиккэм, Гавайи
  • 1 эскадрилья, 154-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Хиккэм, Гавайи

Подготовка пилотов Raptor и обслуживающего персонала происходит на авиабазе Тиндалл, штат Флорида, летные испытания проводятся на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, а эксплуатационные испытания и тактические занятия осуществляются на авиабазе Неллис, штат Невада.

Комплектация флота F-22 завершена

13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A.

Он стал 195-м F-22A, выпущенным с 1997 года, а 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем переданным ВВС США.

ТТХ F-22 Raptor

Данные получены из открытых источников.

ЭПР, м²
лучшая оценка:
худшая оценка:
Первый полёт, год 1997

0,0001(?!)
0,3-0,4
Экипаж, человек 1
Длина, м 18,9
Высота, м 5,09
Размах крыла, м 13,56
Площадь крыла, м² 78,04
Масса пустого, кг 19700
Взлётная масса, кг 38000
Макс. скорость, км/ч 2410-2570(!?)
Бесфорсажная скорость, км/ч 1890
Точки подвески, шт. внутренние: 8
внешние: 4
1116-10370
Обнаружение цели, км 210 для ЭПР 1 м²
112 для ЭПР 0,1 м²
Обнаружение воздушной цели, км 465
Сопровождаемые цели 28
Обстреливаемые цели 6
Поражение цели макс., км 180
АСУ
Пушка мм 20
Масса топлива, кг н/д
Дальность (без ПТБ), км 1500-2300
Дальность (+2 ПТБ), км 2960-3330(?!)
Боевой радиус, км 759 — 1100(!?)
Потолок, м 19812
Тяга двигателей на форсаже, кгс 31751
Скороподъёмность, м/с 200
Длина ВПП, м 1300
Макс. перегрузка 9 g
Произведено, шт. 195
Стоимость, млн $ 146,3

Video

Абсолютное превосходство по цене

Производство F-22 в связи с его астрономической стоимостью было прекращено. Программа его разработки в целом обошлась почти в $78 млрд. Стоимость одного самолета в 2010 году составила 411,7 миллиона долларов. Cтоимость одного часа полета истребителя составляет 49,8 тысячи долларов. В настоящее время Raptor является самым дорогим истребителем в мире.

При этом истребитель F-22, стоящий на вооружении ВВС уже шесть лет, не участвовал еще ни в одних боевых действиях и за редкими исключениями не покидал пределов США.

5. Развлекательный парк Дубайленд — 65 млрд долларов

Развлекательный парк Дубайленд

Расположение: Дубай, ОАЭ. 10 минутах езды от аэропорта Дубая и Emirates Towers
Дата открытия: 2015 год
Стоимость проекта: $65 млрд

Самые дорогие спортивные игры в истории Земли — зимняя Олимпиада в Сочи. Стоимость проекта — $51 млрд. Но игры в в Сочи не самый дорогой и не самый масштабный развлекательный проект. В 2015 году в ОАЭ откроется очередное чудо света, комплекс Дубайленд (Dubailand) на площади в 300 квадратных километров стоимостью $65 млрд.

Самое большое место развлечений на Земле

Дубайленд будет в 2 раза больше центра отдыха Уолта Диснея во Флориде (США) и станет самым большим местом развлечений на Земле и самой яркой достопримечательностью эмирата Дубаи. Дубайленд будет состоять из 45 основных и 200 дополнительных проектов-аттракционов. Ожидается, что ежедневно Дубайленд будут посещать 200000 посетителей.

Комплекс Дубайленд состоит из 6 Миров

Деловой мир: комплекс Тауэрз с захватывающими видами, Мир Виртуальных Игр и Дубайский Бульвар.

Мир Приключений: Мир Фараонов, Аква Мир, Снежный мир, Мир Космоса и Науки, Мир Средних Веков и Космический отель.

Мир Спорта: Спортивный Город, Мир экстремальных видов спорта, Мир Скачек, Мир Верховой езды.

Мир Эко-туризма: Мир Животных, Мир Динозавров, Мир Света и Звука, Музей науки и истории, отель на песчаных дюнах и др.

Мир каникул: Мир Женщин, Мир Семьи, Мир Отдыха и тематический курорт «Андалусия».

Мир покупок: самый большой в мире торговый комплекс Молл оф Арабиа, Мир Аукционов, блошиный рынок и др.

Для просмотра информации о проекте кликните по любой синей панели

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на сайт


2017 год обещает быть богатым на потрясающие воображение стройки и инженерные проекты. Некоторые из них уже подходят к завершению, а на других работы только начинаются. Перед вами - семь самых дорогих строек в мире на данный момент

Сложность и функциональность инженерных проектов сегодня все чаще ассоциируются с уровнем развития общества в целом. Именно поэтому подобные стройки чаще всего становятся делом национального, а иногда и всемирного масштаба. Для их воплощения необходимы усилия миллионов людей и баснословные инвестиции.

Международный аэропорт Аль-Мактум

Страна : ОАЭ

Стоимость проекта: 82 млрд долларов

Этот аэропорт в Дубае будет полностью сдан в эксплуатацию в 2018 году. Он станет самым большим в мире сразу по нескольким параметрам: по площади, сложности инфраструктуры и пропускной способности.

Первая очередь строительства крупнейшего авиационного хаба была сдана в 2010 году. Тогда же аэропорт принял первых пассажиров. За семь лет территория Аль-Мактум увеличилась в десятки раз.


Фото: Caren Firouz /Reuters

К моменту полной сдачи в эксплуатацию на ней разместятся пять взлетно-посадочных полос, четыре полноценных корпуса аэровокзалов с несколькими терминалами в каждом и отдельный карго-терминал, которой станет самым крупным в мире транспортным узлом по обороту грузов. Аэропорт сможет ежегодно обслуживать около 160 миллионов пассажиров, одновременно принимать около 200 воздушных судов, а также пропускать через свои терминалы более 400 тысяч тонн грузов.

Поворот китайских рек на север

Страна: Китай

Стоимость проекта: 78 млрд долларов


Идею поворота вод китайских рек с юга на север приписывают самому Мао Цзэдуну. В 1952 году он выступал с таким предложением, ориентируясь на своих товарищей по партии из СССР, где также вынашивали планы великого поворота сибирских рек для нужд Средней Азии.

Грандиозный проект позволит обводнить северные районы Китая за счет крупнейших рек страны. Согласно плану, будут построены три водных артерии, каждая длиной около 1300 километров. За счет этого излишки воды, которые вредят юго-востоку Китая, будут перенаправлены в засушливые районы севера.

Строительство каналов началось в 2002 году. План работ, рассчитанный почти на полвека, предполагает объединение бассейнов четырех самых крупных рек Китая — Янцзы, Хуанхэ, Хайхэ и Хуайхэ. Строго говоря, никакого поворота рек не будет: излишки воды из полноводных южных артерий будут подпитывать северные реки, заодно соединяя их в удобную транспортную сеть. Кроме того, каналы будут обеспечивать запасами воды крупнейшие водохранилища севера Китая.

В процессе строительства будет использована инфраструктура одного из самых масштабных инженерных проектов древности — Великого канала. Его создавали на протяжении двух тысяч лет многие поколения китайских императоров (VI век до н. э. — XIII век н. э.). Канал соединил реки Янцзы и Хуанхэ, которые были главными водными артериями Древнего Китая.