Алексей Леонов – личность уникальная. Дважды герой Советского Союза, советский космонавт номер 11, он достоин того, чтобы о нем сняли художественный фильм. Наконец, это случилось – в столичном киноцентре "Октябрь" состоялась премьера картины Дмитрия Киселева и Тимура Бекмабетова "Время первых", речь в которой идет о легендарном полете Алексея Леонова. Эту картину покажут и в подмосковном Щелково на открывающемся Фестивале искусств "Звездный", которой проводит пианист и педагог Юрий Розум.

ПО ТЕМЕ

"Когда режиссер предложил стать главным консультантом в картине обо мне самом, я с радостью согласился, – признался Алексей Архипович корреспонденту сайт перед премьерой фильма. – Просто очень уж много лжи и выдумок было о том памятном полете полувековой давности. Писали, что у нас якобы не раскрылся парашют, что мы заблудились в таежном лесу, что отдыхали на даче у секретаря пермского обкома. Вот и захотелось рассказать, как обстояло дело на самом деле".

"Я поправил весь сценарий от начала до конца, – уверяет Леонов. – Потом видел фильм в черновом варианте, без обрамления, так сказать, без музыки. И снова заставил режиссера некоторые сцены переделать. Вот сейчас сижу и волнуюсь – исправил ли он там один момент в эпизоде с Сергеем Королевым, как я просил. Скажу вам честно: когда впервые увидел "Время первых", то сам испугался того, что мне пришлось пережить, и сказал Жене (Евгений Миронов – исполнитель роли Леонова и продюсер фильма. – Прим. ред.): "Дай мне пистолет!"

"Вообще, долго стоял вопрос, лететь нам или нет. Но мы не могли уступить Америке право быть первыми. Поэтому и упросили Королева не отменять полет. Сказали ему: "Сергей Павлович, мы корабль знаем с чертежей, мы только одних аварийных ситуаций отработали свыше трех тысяч!" Это был опытный корабль, никто не знал точно, что может случиться, и слава богу, что на земле мы прошли все эти аварии. Но на орбите случилось то, что не было описано в документации. Было страшно, скажу вам честно".

На премьеру фильма Алексей Леонов пришел не только с женой Светланой Павловной, но и с Татьяной Филипповной Беляевой, вдовой космонавта Павла Беляева. Он был командиром корабля "Восток-2", вместе с которым 18-19 марта 1965 года и летал Леонов. Беляева не стало в 1970 году. И с тех пор Алексей Архипович заботится о его любимой женщине, помогает. "Теперь у меня две жены", – говорит он в шутку.

Леонов Алексей Архипович родился в небольшом селе под названием Листвянка, что находилось в Тисульском районе Западно-Сибирского края (сейчас Кемеровская область), в 1934 году 30 мая. Его отец – Архип Алексеевич, рожденный в 1892 году, был обычным крестьянином, а мать – Евдокия Минаевна, всю свою жизнь посвятила учительству.

Когда Алексею было три года, вместе со своей матерью он поселился в Кемерово, куда после Гражданской войны приехал и его отец. Как известно, Леша был 8-ым ребенком в семье, который с охотой отправился учиться в школу в 1943 году. Однако закончить Кемеровское учебное заведение ему так и не удалось в связи с тем, что вместе со своей семьей он был вынужден уехать в Калининград (тогда Кенигсберг), где трудился его отец.

Ровно через десять лет Алексей Архипович окончил Калининградскую среднюю школу, после чего ему выдали аттестат о получении образования. По утверждению самого Леонова, он никогда особо не гордился теми неплохими отметкам, которые были проставлены в этом выпускном документе, так как больше всего он ценил в себе знания об искусстве и авиации.

Любовь к авиационным двигателям и конструкциям летающих аппаратов у Алексея проснулась еще в ранней юности, когда он наблюдал, как его старший брат, авиационный техник по профессии, с удовольствием занимался починкой всякого рода деталей. Совместно со спортивными достижениями интерес к самолетам подтолкнул Леонова к тому, чтобы поступить в школу летчиков, что находилась в центральной Украине, а именно в городе Кременчуг. Однако на этом Алексей Архипович не остановился, и в период с 1955 по 1957 год он получил высшее образование по профессии летчик-истребитель, после чего стал летать в боевых полках.

Благодаря своему упорству, знаниям и физической подготовке в 1960 году, пройдя сложный отборный конкурс, Леонов был зачислен в первый знаменитый отряд космонавтов Советского Союза. По прошествию трехгодовалой подготовки, в ночь с 18 на 19 марта 1965 года Алексей Архипович вместе с Беляевым Павлом впервые совершил полет в открытый космос на корабле «Восход – 2», где он проявил исключительную смелость и мужество. После такого опыта Леонов стал заместителем отряда советских космонавтов, а в период с 1967 по 1970 год взял на себя командование над группой специалистов, работающих по лунной программе.

Великий летчик-космонавт – Леонов Алексей Архипович за всю свою профессиональную деятельность был ни один раз награжден орденами Ленина и Красной Звезды. Помимо этого, ему было неоднократно присвоено звание Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда Болгарии и Республики Вьетнам, а также он стал обладателем многих других медалей и орденов из других стран.

Сегодня Алексей Архипович работает и проживет в городе Москва вместе со своей любимой супругой Светланой Павловной, от которой у него в 1961 и 1967 году родились две дочери – Виктория и Оксана.

На протяжении многих веков человечеством владела, казалось бы, несбыточная мечта - летать по небу, подобно птице, и попасть в неизведанное космическое пространство. Это желание нашло отражение во многих сказках, где герои перемещались на коврах-самолетах, метлах, печах, пушечных ядрах и т. д.

Родоначальник космонавтики К. Э. Циолковский верил в возможность межпланетных путешествий. Он предсказывал выход человека в неизведанное безвоздушное пространство, который и был осуществлен русским офицером, советским летчиком Алексеем Архиповичем Леоновым.

Начало жизненного пути

Будущий космонавт Леонов Алексей Архипович родился в маленьком селе Листвянка, расположенном севернее города Кемерово, 30 мая 1934 г. Он был девятым ребенком в семье крестьянина Архипа Алексеевича и учительницы Евдокии Минаевны.

Вряд ли представители того поколения могут похвастать своим благополучным и счастливым детством. Нередко судьба испытывала на прочность и семью Леоновых. Дед будущего космонавта за участие в революционных событиях 1905 г. был отправлен в ссылку. Так он и оказался в селе Листвянка, в шестистах километрах от Кемерово.

Сурово обошлась судьба и с отцом Алексея. Вначале он работал в селе зоотехником. После его назначили председателем сельсовета. Однако пришел 1937 год. По сфабрикованным обвинениям Архипа Леонова арестовали. При этом пострадала вся семья. На нажитое имущество был наложен арест. Причем отобрали даже детскую одежду. Ребятишек выгнали со школы. Евдокия Минаевна отправилась в Кемерово. Там она со всеми детьми нашла приют у старшей дочери Александры, которая с мужем проживала в бараке строителей ТЭЦ в небольшой комнатке площадью шестнадцать квадратных метров. В 1939 г. Архип Леонов был реабилитирован и переехал жить к семье в Кемерово. По указу о поддержке многодетных матерей, им в том же бараке было выделено две комнаты, площадь которых составляла 16 и 18 квадратных метров. Медленно, но верно семья начала становиться на ноги.

Школьные годы

Будущий космонавт Леонов пошел получать начальное образование в 1943 г. Родители отправили его в кемеровскую школу № 35. В эти годы основным увлечением мальчика была роспись русских печей. Этому искусству будущий космонавт научился у переселенцев с Украины, которые жили по соседству с его семьей. Однажды у своего одноклассника Алексей увидел книгу. В ней его привлекли черно-белые иллюстрации картин художника Айвазовского. У мальчика появилось сильное желание приобрести эту книгу, что он и сделал, расплачиваясь в течение целого месяца своей школьной пайкой, состоящей из кусочка сахара и пятидесяти грамм хлеба. С тех пор Айвазовский стал самым любимым художником Алексея.

Доучиться в кемеровской школе мальчику не пришлось. Уже через пять лет (в 1948 г.) отца отправили на работу в Калининград. Туда же переехала и вся семья. Здесь, в бывшем Кенигсберге, Алексей получил аттестат зрелости, закончив среднюю общеобразовательную школу № 21.

Будущий космонавт Леонов обладал незаурядными для своего возраста знаниями. Он великолепно рисовал и увлекался авиацией. По конспектам старшего брата Алексей самостоятельно изучил конструктивные особенности самолетов и устройство двигателей, а также освоил теоретические основы полета. Все эти знания параллельно с достижениями в спорте были той основной предпосылкой, которая впоследствии стала решающей на пути становления юноши.

Поступление в академию художеств

Жизнь и биография космонавта Леонова могла сложиться совершенно иначе, если бы не некоторые обстоятельства. С детства Алексей имел большие способности к рисованию. После окончания школы, в 1953 г., он подал документы в академию художеств, находящуюся в Риге. Юноша был зачислен на первый курс. Однако несколько позже выяснилось, что общежитие студентам может быть предоставлено лишь после трех лет учебы. Алексея такой вариант не устроил, и он стал выбирать для себя другие учебные заведения.

Путь в авиацию

Неплохим вариантом Леонову показалась школа летчиков, предоставлявшая своим курсантам полное обеспечение. В 1953 г. в нее осуществлялся комсомольский набор. Юноша без колебаний подал документы в это учебное заведение. Так совершенно в ином русле стала развиваться биография космонавта Леонова.

Молодой человек успешно прошел все конкурсные испытания и стал курсантом авиационной школы, расположенной в Кременчуге. В этом учебном заведении будущий космонавт Леонов прошел курс начальной летной подготовки. После этого он был переведен в г. Чугуев, где продолжил обучение в военном авиационном училище, готовившем летчиков-истребителей. С 1957 г. Леонов проходил службу в десятой гвардейской авиационной дивизии, которая дислоцировалась в г. Кременчуге. Здесь же произошла его встреча с будущей супругой Светланой, которая стала его женой уже через три дня знакомства.

Новый поворот судьбы

До осени 1959 г. прослужил в кременчугской дивизии будущий космонавт Леонов. Биография его претерпела существенные изменения после встречи с полковником Карповым, который являлся руководителем Центра по подготовке космонавтов. Леонову было предложено поступить в школу, осуществляющую подготовку летчиков- испытателей. Алексей Архипович согласился и в октябре 1959 г. прибыл для прохождения медкомиссии в Авиационный госпиталь, располагавшийся в Сокольниках. Там произошла его первая встреча с Юрием Гагариным. Вскоре знакомство летчиков переросло в крепкую дружбу.

Врачи госпиталя проводили многочисленные исследования, целью которых был отбор в отряд космонавтов. А. А. Леонов оказался достойным кандидатом. В 1960 г. его зачислили в отряд, и в течение года молодой летчик являлся слушателем специальных курсов, проводимых в Центре по подготовке космонавтов.

В преддверии полетов

Несмотря на то что будущий космонавт Леонов прошел жесткий отбор, ему предстояли упорные тренировки. Только хорошая подготовка открывала возможность предстоящих полетов.

В 1964 году конструкторское бюро, которым в то время руководил Королев, начало проектировать новый космический корабль. Он был рассчитан на два места, и его конструкция позволяла осуществить выход в безвоздушное пространство.

Одновременно с подготовкой корабля предполетные тренировки проходили два экипажа. Это космонавты Беляев и Леонов, а также их дублеры - Хрунов и Горбатко. Подбирая экипаж для космического корабля «Восход-2», медики учитывали сложность и продолжительность полета, его основные задачи и цели, а также психологические особенности людей. Космонавты должны были работать максимально слаженно, полностью доверяя друг другу. Леонов и Беляев обладали разными характерами. Но при этом они прекрасно дополняли друг друга и были способны выполнить сложнейшую задачу, поставленную перед ними.

Исторический полет

Через три года упорной подготовки, 18 марта 1965 г., корабль «Восход-2», на борту которого находились два космонавта - Леонов и Беляев, взял успешный старт с Байконура. Ракета сделала свой первый виток вокруг нашей планеты. На втором, как и было запланировано, осуществил Леонов (космонавт) выход в космос. Легко оттолкнувшись, он буквально выплыл из шлюзовой камеры.

Мгновения, когда первый космонавт (Леонов) оказался в безвоздушном пространстве, хотели бы наблюдать, наверное, все граждане СССР. С борта корабля все его движения отслеживали две камеры. Параллельно с этим Алексей Архипович вел свою киносъемку. Пять раз отлетал от корабля на расстояние 5 м, а затем возвращался назад Леонов (космонавт). Выход в космос был сопряжен с опасностью для жизни, но мужественный человек выполнил поставленную задачу. После удачного завершения полета космический корабль приземлился в двухстах километрах от Перми.

Экипаж полностью справился со своей задачей, доказав, что люди способны выходить в безвоздушное пространство и даже работать там. Слаженная работа Леонова и Беляева, без сомнения, предопределила будущее всей космонавтики.

Подготовка к новым полетам

Чем в дальнейшем занимался космонавт Леонов? Биография этого удивительного человека надолго связала Алексея Архиповича с отрядом космонавтов. В период с 1965 по 1967 гг. он был заместителем командира. После, в течение трех последующих лет, Алексей Архипович находился в группе, которую готовили для облета Луны и посадки на ее поверхности. Однако из-за неисправности корабля проект своего развития не получил.

С 1971 по 1973 гг. летчик-космонавт Леонов еще пять раз принимал участие в различных программах. В них для него была отведена роль командира экипажа корабля. Однако все полеты по тем или иным причинам не состоялись.

Свидетель покушения

22 января 1969 г. в Москве встречали космонавтов, совершивших полет на кораблях «Союз 4», а также «Союз 5». В одной из машин, следующих из аэропорта, сидели Терешкова, Береговой, Николаев и Леонов. Ее и обстрелял младший лейтенант В. Ильин. Он решил, что в машине сидит Леонид Ильич Брежнев. К счастью для Леонова, оказавшегося в самом центре событий, он совсем не пострадал. Не повезло Береговому и Николаеву. Первому осколками изрезало лицо. Николаев получил ранение в спину.

Новые свершения

В 1972 г. США и СССР решили осуществить совместный выход в космос, во время которого планировалось выполнить стыковку кораблей, принадлежащих двум сверхдержавам. Существовали условия для отбора членов экипажей. В их перечень входили:

  • глубокие знания в области техники;
  • высочайшая квалификация;
  • способность работать с оборудованием обоих кораблей;
  • готовность к проведению внушительной программы научных опытов и наблюдений;
  • отличное знание того языка, на котором будут разговаривать партнеры.

В состав экипажа советского корабля входили Кубасов и Леонов, а от американской стороны на борту работали Слейтон, Бранд и Стаффорд. Совместный полет был осуществлен в 1975 г. Так была открыта новая эра в освоении космического пространства.

Дальнейшая судьба Леонова

В марте 1992 года Алексей Архипович вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Вплоть до 2000 г. он занимал пост президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал». После этого Леонов стал вице-президентом «Альфа-Банка». Сегодня Алексей Архипович живет под Москвой, в загородном доме, который собственноручно спроектировал и построил.

О космонавте Леонове многие знают еще и как о хорошем художнике. Живопись, которой он увлекся в юности, остается его хобби до сих пор. Алексей Архипович - автор нескольких художественных альбомов, на его счету более двухсот картин. Основной мотив его работ - космические пейзажи. Однако есть картины, на которых изображены портреты друзей и земные ландшафты. С 1965 г. Леонов является полноправным членом Союза художников.

У космонавта есть и другие увлечения. Он любит читать книги, охотиться и производить кино- и фотосъемку. У Леонова 2-й разряд по велоспорту и 3-й - по фехтованию. Профессионально Алексей Архипович занимался легкой атлетикой и метанием копья.

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. Его отец работал председателем сельсовета, был репрессирован, затем реабилитирован. В 1948 году семья переехала в Калининград.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г. Кременчуг, в 1957 г. - Чугуевское военное авиационное училище летчиков по специальности "летчик-истребитель", в 1968 г. - Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (ВВИА) по специальности "конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним" (квалификация - "летчик-инженер-космонавт"), в 1981 г. - адъюнктуру при ВВИА. 16 марта 1981 г. в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.

С 1957 года Леонов служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа, с 1959 г. - старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии в составе группы советских войск в Германии. Налетал 278 часов, совершил 115 прыжков с парашютом.

7 марта 1960 г. приказом Главкома ВВС был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (в настоящее время - ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина"), вошел в число первых 20-ти летчиков, отобранных для полетов в космос (1-й отряд космонавтов). Занимал должности космонавта (с 1961 г.), космонавта-инструктора (с 1966 г.), заместителя командира 1-го отряда космонавтов (с 1966 г.), старшего инструктора-космонавта, заместителя начальника 1-го управления (с 1969 г.), заместителя начальника ЦПК (с 1970 г.), командира отряда космонавтов (с 1976 г.), первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов по летной и космической подготовке (в 1982-91 г.).

На счету Алексея Леонова два космических полета (общий налет - 7 сут. 33 мин. 8 сек.) и первый в мире выход в открытый космос.

Леонов совершил первый полет 18 марта 1965 г. в качестве второго пилота корабля "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. Вышел в космос и провел за пределами корабля 12 мин. 9 сек., удаляясь от него на расстояние до 5,35 метров. Полет сопровождался нештатными ситуациями. Из-за разницы давления скафандр раздулся, это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым) и Леонову пришлось стравливать в нем давление. При возвращении отказала система автоматического управления корабля и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе - в 180 км севернее Перми, был обнаружен через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуирован только спустя двое суток.

В 1967-70 гг. возглавлял группу космонавтов, которые готовились к полету на Луну. После закрытия лунной программы проходил подготовку по программе "ДОС" (долговременная орбитальная станция), но слетать на первые станции "Салют" ему не удалось.

В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 г., как командир экипажа участвовал в первой стыковке кораблей разных стран - "Союз-19" (СССР) и "Аполлон" (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей - Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.

В сентябре 1991 г., после ухода из Центра подготовки космонавтов приказом Минобороны СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы (по возрасту). С 9 марта 1992 г. - генерал-майор авиации в отставке.

В 1991-92 гг. занимал руководящие должности в международной компании "Четек", был директором фирмы "Четек-космос".

В 1992 г. избран президентом фонда "Альфа-Капитал", учрежденного Альфа-Групп. В 2000 г. занял должность вице-президента Альфа-банка.

В настоящее время Леонов занимает должность советника первого зампредседателя совета директоров банка Олега Сысуева, является членом партии "Единая Россия".

Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики. Автор более 10 научных трудов и 4 изобретений, а также ряда книг, среди которых "Пешеход космоса", "Солнечный ветер", "Выхожу в открытый космос" и другие.

Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, Дружбы, "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени. Имеет ведомственные и общественные награды.

Удостоен иностранных званий и наград: Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда ДРВ, ордена Георгия Димитрова (НРБ), Карла Маркса (ГДР), Государственного Знамени (ВНР), "За отличие" I степени (Сирия), "За заслуги" III степени (Украина).

Его именем назван один из кратеров на Луне. На родине Алексея Леонова в Кемеровской области и на Аллее Космонавтов в Москве установлены его бронзовые бюсты.

Леонов занимается благотворительностью (программа "Линия жизни" - помощь детям с кардиозаболеваниями). Увлекается живописью, написал около 200 картин. В 1965 г. был принят в Союз художников СССР, с 2004 г. - почетный член Российской академии художеств. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Является заслуженным мастером спорта СССР, имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию.

Женат. Супруга - Светлана Павловна (1940 г.р.) была редактором редакционно-издательского отдела в Центре подготовки космонавтов. Старшая дочь Виктория (1961 г.р.) скончалась в 1996 г. Дочь Оксана (1967 г.р.) окончила Военный институт иностранных языков, работает переводчиком.

Работал на шахтах Донбасса , выучился на ветеринара и зоотехника) . В 1937 году отец был репрессирован, семью выгнали из дома, а соседям позволили разграбить имущество «врагов народа» . Отец, которого едва не застрелили на этапе, отсидел два года - с 1936-го по 1938-й. Посадили без суда и следствия за конфликт с председателем колхоза . В 1939 году отца реабилитировали, помог его бывший сослуживец по дивизии красных латышских стрелков - Лудзиш. Семья с матерью переехала к родственникам в Кемерово , где в комнате (16 м 2) в бараке стало жить 11 человек.

Учился в кемеровских школах № 35, 37. В 1947 году семья переехала по новому месту работы отца в город Калининград , где его родственники проживают и ныне. Окончил среднюю школу № 21 Калининграда в 1953 году. Рано проявил художественный талант, оформлял стенгазеты. Хотел поступить в Рижскую академию художеств, но не имел средств для жизни в Риге.

В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге , куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ) и вступил в КПСС .

В отряде космонавтов

После прохождения медицинского освидетельствования в Центральном военном научно - исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) в 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов . -19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2 ». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд. Во время выхода проявил исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль. Войти в шлюз Леонову удалось, только стравив из скафандра излишнее давление, при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперёд, что запрещалось инструкцией.

Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми , в 70 км западнее городов Березники , Соликамск и Усолье Пермской области (59.605N, 55.463E). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой . После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14 ». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. С Пермского аэродрома был поднят гражданский «Ми-1 ». С этого вертолёта в район посадки спустили двух лесников, которые в 17 часов 19 марта, пробравшись сквозь тайгу около 4 километров, были уже рядом с героями. В районе приземления космонавтов встретили рабочие лесоучастка В. И. Наседкин, М. Н. Липко, Н. И. Кожухов, колхозники И. И. Федосеев, И. Е. и В. А. Кургановы, сотрудники Березниковского отдела милиции М. П. Клюка и В. Н. Левашов . На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолёта. Сесть они не могли, но сбросили всё необходимое. Чтобы вывезти космонавтов, делянка, на которую первоначально высадили лесников, была расчищена для посадки вертолёта. Надо было повалить большое количество деревьев. И вот, 21 марта, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до делянки, где их ждал вертолёт. На площади им. Ленина в Березниках собрался стихийный митинг жителей - прошёл слух, что П. Беляева и А. Леонова провезут по городу перед отправкой в Пермь. Но космонавтов отправили в областной центр непосредственно от места посадки . Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта . Продолжительность полёта - 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года . Леонов входил в состав второго экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21-27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за недостатков самого корабля - система астронавигации, система управляемого спуска, основная и резервные парашютные системы. Приоритет остался за США - «Аполлон-8 » в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

По предварительным назначениям, Леонов также был главным из двух кандидатов (командиром главного экипажа (вместе с О. Г. Макаровым) на то, чтобы стать (согласно графику советской программы от 1967 года) в сентябре 1968 года первым человеком, которому предстояло побывать на поверхности Луны по советской лунной программе , которая также была отменена ввиду проигрыша СССР в «лунной гонке » после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11 » в июле 1969 года.

В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского (инженерный факультет).

22 января 1969 года находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева . Не пострадал.

В 1971 году был командиром основного экипажа Союза-11 (вместе с В. Н. Кубасовым и П. И. Колодиным). Незадолго до старта медкомиссия дала отвод Кубасову, экипаж сменили. Полетели дублёры - Г. Т. Добровольский , В. Н. Волков и В. И. Пацаев , погибшие во время посадки спускаемого аппарата.

В 1975 году , -21 июля , совместно с В. Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19 » по программе «ЭПАС » (программа «Союз - Аполлон »). Продолжительность полёта - 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.