Сукмановский филиал МБОУ Шпикуловской СОШ

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

«Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Евсеевичева Т.Ю.

С. Сукмановка, 2015

Внеклассное мероприятие по русскому языку: « М ы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Цели:

1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.

2) Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.

3) Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: презентация, компьютер, экран, проектор.

Ход мероприятия:

Чтец. Я себя не мыслю без России (слайды 2-4)


Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога -
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!

(М. Лисянский)

1ведущий:

Дорогие друзья! Нашу встречу мы открыли стихотворением о Родине. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что Родина - это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой.

ЧТЕЦ. (слайды 5-7)

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело»-

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло,

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Пред тобою – сразу вся Россия!

2 ведущий: Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации.(слайд 8) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - слова всем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. И сегодня мы хотим поговорить о том, как сохранить наш великий русский язык, что для этого необходимо сделать.Беречь свой язык - это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду.

1ведущий: (слайд 9) Сократ считал, что человек - творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

2ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться- учиться упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:

-От доброго слова язык не усохнет;

-Каков разум, таковы и речи;

-Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;

-Что написано пером, того не вырубишь топором.

1 ведущий: Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:

Ученик: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

2 ведущий: Мы всегда должны помнить, что наша речь - это наша визитная карточка.

1 ведущий: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори же ты, что я тебя узнал, наконец!».

2 ведущий: Так давай же сейчас предложим просмотреть несколько миниатюр на узнаваемость:

(Сценка 1) (слайд 10)

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску приковылять

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

Входит Света.

Вова. Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он и в самом деле странный какой-то…

1 ведущий. Язык необходим, чтобы люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов, и мы «корчимся безъязыкие», пытаясь найти то единственное нужное, правильное, точное слово. И если в вашей речи не хватает слов, она становится непонятной для слушателей. Вот как об этом рассказывает детская поэтесса А. Л. Барто в своем веселом стихотворении «Сильное кино»:
Ученица.
Заранее, заранее все было решено
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет все подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму
И вот он начал свой рассказ
- Они ползут, а он им - раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей - раз! Она им - раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла.

2 ведущий . Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Да, брат пытается рассказать о фильме, о действиях героев, за которых он переживает, но у него не хватает нужных слов.
Наверняка многие наши знакомые в этих персонажах узнали себя. А вот еще одна миниатюра. И чтобы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин». (слайд 11)

Сценка 2

Ученик и ученица.

Димка, ну че, прочитал?

Прочитал.

Прикольно или стремно?

Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: « Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

Вот лох!

А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Ух, ты!

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче… А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

1ведущий: Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным. Так и хочется сказать: «Простите нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили».

2 ведущий: В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые бьют тревогу о надвигающейся катастрофе - вымирании русского языка.

2 ведущий: Представьте себе такую ситуацию. Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова. Тут не до смеха.

Ученик.

Лишние слова” (А. Хайт) (слайд 12)

Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить

Все давно сгорело

Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает

В-общем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

Вы проехали давно

Возвращаться нужно.

Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

В-общем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.

2 ведущий: Бывает и так, что речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой, как в рассказе- шутке «Сотрудник института синонимов».

(сценка 3) (слайд 13)

Сценку разыгрывают три актера.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

А моя - Сидорчук, -сказал начальник ЖЭКа.

Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов.

Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению…

Ну и что?

Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не

надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…

Хотеть, делать, желать, стремиться- это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

Но что я должен сотворить? Что?- взорвался Сидорчук.

Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только … вот такой справки я

выдать не могу. Их выдает паспортистка Мария Ивановна Кукушкина.

Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявления на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются».

Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальника ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»

2 ведущий: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

1 ведущий: Еще, друзья, хочется поговорить с вами о такой серьезной проблеме в нашей речи, как сквернословие.

1 ведущий: А нужно ли об этом громко заявлять? Так ли опасно распространение сквернословия?

2 ведущий: Да, потому что оно охватило почти все возрасты;Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их слова в общественных местах. Давно уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии. Поэтому и возникает острая необходимость решать эту проблему.

1 ведущий: Сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания.

ЧТЕЦ (слайд 14)

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого "шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный "мате-матик”.

2 ведущий : Не стоит заменять ругательства и словами типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этих фраз. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

1 ведущий: А как быть с теми, кто сквернословит?

2 ведущий: Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает.

1 ведущий: Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но, надеемся, наши советы помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.

2 ведущий: - Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность.

1 ведущий. Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. В такой ситуации на помощь всегда придут близкие друзья, семья, любимые увлечения, учеба.

1 ведущий - Не употребляйте в разговоре жаргонные и вульгарные слова. От них наша речь теряет такие качества, как благозвучность, точность, понятность и доступность.

2 ведущий: Любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие великие люди. Так давайте прислушаемся к советам мудрых.

    Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Александр Иванович Куприн (слайд 15)

    Язык - это наследие, получаемое от предков и оставляемое потомкам, наследие, к которому нужно относиться со страхом и уважением, как к чему-то священному, неоценимому и недоступному для оскорбления». Фридрих Ницше (слайд 16)

    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. Антон Павлович Чехов (слайд 17)

    Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает. Дмитрий Сергеевич Лихачев. (слайд 18)

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Константин Георгиевич Паустовский (слайд 19)

    Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Алексей Николаевич Толстой (слайд 20)

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. .. Берегите чистоту языка, как святыню! Иван Сергеевич Тургенев. (слайд 21)

2 вед: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

1 вед: Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.

ЧТЕЦ. СТИХИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (слайд 22)

Он так могуч и так прекрасен,

Суровый русский наш язык!

Мир покорен одной лишь фразой,

С которой дрался наш мужик.

Когда громил фашистов клятых,

И шел в атаку на врага.

И пели РУССКИЕ солдаты,

Когда до смерти три шага,

На РУССКОМ РУССКУЮ « Катюшу»,

И было легче во сто крат.

И враг коварный песню слушал,

В руках сжимая автомат.

Есенин наш под звуки танго,

Или танцуя вальс, фокстрот,

Любил прекрасной иностранке

Шепнуть на РУССКОМ пару строк.

Когда ворвались в космос бурей

Мы на железном рысаке,

Услышал мир: Гагарин Юрий

Дал старт на РУССКОМ языке!

Мы речь родную с детства слышим,

На РУССКОМ пишем, говорим.

Олимпиады РУССКИЙ Миша

Все страны мира покорил.

Наш РУССКИЙ так многообразен,

Изящен, скромен и силен.

Но для врага он столь опасен,

В любви настолько ласков он.

Оставь, мой друг, свои сомненья,

И честь родного языка

Неси достойно поколеньям

На все грядущие века!

Использованная литература:

1.Г.И.Горская. Устный журнал «Язык мой - друг мой»;

2.К. Чуковский. Живой как жизнь. 1963 г.

3.С.Ф.Иванова.Воспитание навыков культуры речи у школьников. М.Просвещение, 1964г.

Внеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов: Культура речи - залог успеха

Цель : формирование культуры личности.

Задачи : ознакомить с историей возникновения науки риторики; развивать риторические умения учащихся; формировать навыки публичного выступления; развивать творческие способности; провести практикум; показать влияние культуры речи и навыков публичного выступления на положительный исход решения определенных задач; заострить внимание на функциях речи; дать рекомендации по вопросам публичного выступления.

Подготовительная работа: подобрать литературу для подготовки выступления; подготовить и распечатать рекомендации; подобрать материал для выступления членов драмкружка; провести репетиции с учащимися; подготовить и распечатать карточки для практикума; творческие задания по теме (шаржи); оформить выставку; подготовить кинофрагменты, видеоматериалы по теме.

Участники: учащиеся, учителя.

Форма проведения: беседа-практикум по риторике.

Ход мероприятия

Ведущая. «Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...» (ВЛ. Сухомлинский).

Что такое наша речь? Это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание . Каковы же функции нашей речи?

Ученики:

Разумеется, главной функцией нашей речи является общение. Посредством речи мы делимся своими чувствами и желаниями, своими мыслями.

Речь служит нам для того, чтобы выразить себя как личность. С ее помощью мы можем выразить и раскрыть всю полноту наших переживаний.

При помощи речи мы информируем, воодушевляем, консультируем, призываем к действию, убеждаем и развлекаем.

Ведущая . Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития.

Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета . Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Для многих людей владение словом, умение хорошо говорить являются и необходимостью, и обязанностью. Кто эти люди?

Ученик. Владение словом не помешает любому из нас. Культуры и профессионализма не хватает многим. Но особенно наличие этих качеств необходимо работникам культуры и преподавателям, ученым, политикам, дипломатам, журналистам, врачам, юристам. А более всего - различного рода руководителям.

Ведущая . Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной. А речь руководителя тем более. Такая речь хорошо воспринимается. Она будет воздействовать на человека таким образом, что сможет побудить к активному выполнению определенных задач. Такая речь просветлит, возвысит и облагородит.

Любому человеку необходимо научиться грамотно облекать свою мысль в слово. Ведь слово - это борец за человеческую душу и последующие решения человека и его действия.

Слово к тому же должно быть разумным, так как за последствия человеческих решений несет ответственность не только тот, кто осуществил определенные действия, но и тот, кто его на это воодушевил. Другое дело, что и сами люди должны определять разумность чужих речей и их ценность. А также определять уровень самого выступающего человека. Как писал Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал».

Учитесь говорить правильно. Это даст вам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, поможет добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.

Согласитесь, что некоторые люди обладают красноречием, даром убеждать от природы. О таких обычно говорят: он оратор от бога. Хотя следует заметить, что и таким ораторам необходим определенный багаж знаний. А если дело обстоит иначе? А ты уже твердо убежден, что искусство общения, искусство оратора тебе будет необходимо в будущей профессии? Да и вообще в жизни?

Как же научиться правильному общению? Научиться выступать, убеждать? Как приобрести грамотные речевые навыки? Для этого существует специальная наука - риторика. Риторика - это учение об ораторском искусстве (искусном владении словом в речи). Слова «риторика» и «красноречие» - синонимы. говорил, что красноречие - это «...искусство... красиво говорить и тем преклонять других к своему мнению».

Корни риторики надо искать в Древней Греции и Древнем Риме, где политическим речам придавалось большое значение. В. Белинский заметил, что «республиканская форма правления древних обществ сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Великими ораторами прошлого были грек Демосфен и римлянин Цицерон.

Римскую империю, завоевавшую Древнюю Грецию, больше интересовали торжественные, хвалебные речи.

Торжественное красноречие эпохи Возрождения в России связано с именами Феофана Прокоповича и Михаила Ломоносова. А возрождение риторики произошло в Новое время, в период буржуазно-демократических преобразований в Европе и США.

Первая книга по основам ораторского искусства появилась в 335 году до нашей эры. Автором ее был Аристотель, ученый, который обладал энциклопедическими знаниями. Он считал, что главное достоинство речи - ясность, «...ибо очевидно, что неясное слово не делает свое дело». Уже в те времена в Греции и Риме были открыты высшие гуманитарные риторские школы.

Великие ораторы древности оставили нам в наследие свои изречения.

Практикум 1

Ведущая предлагает прокомментировать актуальность из речений Аристотеля:

Целью войны является мир.

Из двух зол выбирают меньшее.

Ясность - главное достоинство речи.

Привычка - вторая натура.

Музыка облагораживает нравы.

Изречения Цицерона:

Влюбленный в себя соперника не имеет.

Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Жить - значит мыслить.

Бумага все стерпит.

Невоздержанная молодость передает старости изношенное тело.

Познай самого себя.

Ведущая . Когда речь заходит о том, что кому-то надо выступить перед аудиторией, встав на трибуну, чего только не услышишь в ответ: «Не могу. Стесняюсь. Боюсь. У меня не получится. Я не умею этого делать. Да какой из меня оратор. Пусть выступает... у него это получается». И еще многое другое. Как же ведут себя те, кто, вопреки неумению или боязни высказаться, все-таки попадает на трибуну?

Ученики:

Я, например, лишний раз убеждаюсь в правоте пословицы: «Язык мой - враг мой».

По крайней мере, в обычной повседневной речи я столько не заикаюсь.

Все эти заминки, неизвестно откуда появившиеся «э-э-э» очень мешают.

Хочешь сказать как можно лучше, но теряешься, поэтому в результате получаются банальности .

Я очень теряюсь. Глаза в глаза, наедине с большой аудиторией - это не так просто, как кажется.

Ведущая. И тем не менее большинство из вас прекрасно общаются друг с другом. Вы должны помнить, что публичная речь - это то же общение. Что мы видим и слышим, например, в процессе обычной беседы или обсуждения интересной темы?

Практикум 2

Участники смотрят в записи или слушают специально подготовленные диалоги. Например, о том, что говорят взрослые дети о родителях.

Диалог 1

Андрей . Твои родители действительно очаровательны. Мне они очень понравились при встрече.

Лена . Да, я их тоже люблю. Они не вмешиваются в мои дела.

Андрей . Удивительно. Мои родители всегда просят сделать то-то и то-то или приказывают чего-то не делать, хотя я уже достаточно взрослый.

Лена . Ты хочешь быть независимым?

Андрей . Нет, я их очень люблю. Может, в этом-то и причина. Поскольку я так люблю их, полностью нахожусь под их влиянием.

Лена. У меня много друзей, имеющих проблемы с родителями: властная мать или отец, ожидающий совершенства от своей дочери.

Андрей. Мне понравилось, что твои родители не задавали вопросов о наших взаимоотношениях .

Лена. Плохая манера (для родителей) - вмешиваться в дела других.

Андрей. Но это звучит фантастично, что хорошие манеры должны распространяться даже на отношения между родителями и детьми.

Лена . Да, я очень признательна родителям за то, что они предоставляют мне свободу.

Андрей. Не означает ли это, что твои родители очень отдалены от тебя?

Лена . Вовсе нет, поскольку я всегда чувствую их поддержку. И мне нравится чувствовать себя независимой.

Андрей . Думаю, что мне тоже хотелось бы от родителей и независимости, и теплоты.

Диалог 2. На свадьбе

Алина. Я никогда еще не была на свадьбе.

Лера . Правда? А я уже была на одной. Помнишь моего двоюродного брата Дениса?

Алина . Я помню мальчика, которого я видела у тети Ани несколько лет назад. Он ее младший сын, не так ли?

Лера . Да. Но он уже не мальчик. Он вырос и превратился в красивого молодого человека. И ему сейчас за двадцать.

Алина . Правда?

Лера . Да. И недавно он женился. Я была приглашена на венчание .

Алина . На ком он женился?

Лера . Он женился на девушке на три года моложе его. Хорошенькая блондинка, зеленоглазая, и видно, что у нее хороший характер.

Алина . Они женились по любви?

Лера. Да. Денис влюбился в нее, когда она еще заканчивала школу. Поэтому им пришлось ждать, пока она достигнет нужного возраста.

Алина . Итак, он теперь семейный человек. Надеюсь, они будут счастливы. А кто был на свадьбе?

Лера. О, там было много народа. Все наши родственники, а также родственники жены Дениса и большинство их друзей. И знаешь, у Наташи (так зовут жену Дениса) есть брат. Он очень симпатичный.

Алина . Почему ты говоришь о нем? Я полагаю, ты влюбилась в него, Лера?

Лера . Пока нет. Но, сказать по правде, он самый лучший парень из всех, кого я до сих пор встречала. Он добрый и великодушный. И у него сильный характер.

Алина . Ты встречаешься с ним?

Лера . У нас было уже два свидания, а завтра мы собираемся с ним в театр.

Алина. Ну что ж, желаю хорошо провести время. И удачи тебе!

Лера. Буду надеяться. Спасибо.

Ученики (после прослушивания):

Я не заметил даже следа застенчивости.

Они спокойно смотрят друг другу в глаза.

Они немного наклонены друг к другу. Заметно доверие и взаимное расположение.

Видно, что общение доставляет этим людям настоящее удовольствие. Заметно, что взаимная симпатия связывает этих людей.

Беседа непринужденная. Взгляд, мимика, жесты - все подчеркивает то, о чем они говорят.

Есть короткие фразы и длинные. Но заиканий и запинаний нет и в помине.

Обратила внимание на то, что более значимые сведения и слова они произносят громче. А затем речь становится более спокойной.

Ведущая . Но куда же девается умение живо и непринужденно общаться, если приходится выступать перед большой аудиторией? И тема интересная, и слушатели в ожидании вашей речи, а вот что-то не складывается. Прежде всего, не следует думать, что вас выставили на показ (многие теряются именно из-за этой мысли). Отсюда и монотонный голос, и взгляд в пространство или окно. Поэтому и теряется контакт между выступающим и слушателями. Они начинают перешептываться или дремать, откинувшись на спинку стула (вам, думаю, приходилось быть в роли такого слушателя). А незадачливый оратор, увидев подобное, еще больше теряется. Выступая перед аудиторией, необходимо помнить еще и то, что внимание слушателей только отчасти направлено на вас. Главное же внимание уделяется тому, что и как вы говорите. Если вы будете говорить со слушателями, а не просто в их присутствии, то вы почувствуете, как возникает атмосфера взаимного общения. Надо быть смелее и желать этого выступления и взаимопонимания со слушателями, добиваться с ними контакта.

Разумеется, одного желания выступать мало. Нужны соответствующие умения. Оратор может произнести яркую речь. Но эту же речь он может произнести ярко. А это уже несколько иное решение вопроса.

Говорят, что человек к 18 годам произносит до 60 миллионов слов. Но всегда ли он употребляет эти слова правильно и с пользой для дела? Для того чтобы произносить хорошие речи, необходимы знание обсуждаемого предмета, целеустремленность и умение произнести то, что будет столь важно для слушателей. Это и потеснит вашу робость и неуверенность в себе.

Еще античная риторика рассматривала речь оратора как творческий процесс. В этом процессе выделялись следующие части:

1) нахождение, то есть систематизация, материала, сбор доказательств и аргументов;

2) деление речи на вступление, изложение темы, поиск доказательств и опровержений;

3) центральная часть отводилась словесному выражению, выбору выразительных средств языка;

4) запоминание речи;

5) само произнесение речи.

Центральное же место отводилось нравственному облику оратора, тому, насколько он разделяет точку зрения слушателей. В нравственном облике Аристотель выделял следующее: разум, добродетель и умение вызвать расположение публики. А чтобы избежать в своих речах холодности, он рекомендовал ограничивать употребление сложных слов, исключать неточные выражения, не использовать ненадлежащие эпитеты, неподходящие метафоры.

Если бы ораторы, которых мы зачастую слушаем, придерживались этих советов, то зрители в зале не дремали бы, а телезрители не переключали программы.

Публичное выступление, без сомнения, очень ответственное дело. Ведь мы стараемся оказать определенное, необходимое нам влияние на слушателей. И своим искусством оратору надо пользоваться так, чтобы не причинить вреда. давал такой совет для выступления перед аудиторией: «Будь искренен, будь краток, садись». Конечно, это упрощение. Но тем не менее, если вы:

Выбираете тему, предмет, о котором можете говорить искренне,

Уверены в себе, потому что достаточно подготовлены, чтобы обсуждать вопросы, потому что вам действительно есть что сказать собравшимся,

Держите себя достаточно скромно и по-дружески,

то обязательно завладеете вниманием и расположите ее к себе.

Именно с соблюдения этих указаний и советов следует начинать учиться произносить свои первые речи. Но есть еще самое большое препятствие для выступления перед аудиторией. Но пусть вас успокаивает мысль о том, что молодым оно не так свойственно, как людям старшего поколения. Что же это такое?

Ученик . Это застенчивость, смущение и не всегда понятное чувство страха. Хотелось бы знать, как это преодолеть в себе.

Ведущая. Лучшее средство преодолеть все свои страхи - выступать как можно чаще перед большой аудиторией (и даже перед малой - своим классом). Когда вы выступаете в роли слушателя, то есть понимаете все те трудности, которые возникают у выступающего. Будьте уверены, вас тоже понимают. Ведь на вашем месте может оказаться любой из присутствующих слушателей. Поэтому за вас переживают и желают вам успеха.

Постарайтесь и:

Подготовьтесь так, чтобы не волноваться ни за свои мысли, ни за слова;

Помните, что чем увереннее будет ваше выступление, ваше поведение, тем большим доверием проникнутся к вам слушатели;

Не торопитесь в начале выступления, чтобы не показать свою нервозность;

Делайте паузы в своей речи, если считаете нужным;

Не смущайтесь, если оговоритесь. Слушатели обычно не придают этому большого значения, если только вы сами не подчеркнете этот момент, демонстрируя им свои покрасневшие щеки и сбивчивую речь;

Как можно энергичнее произносите фразы, которые так тщательно подготовили для своего выступления, даже если вы себя чувствуете недостаточно уверенно в роли оратора; все это произведет на слушателей благоприятное впечатление.

Выступать можно на различные темы. Например:

Объяснительные темы: «Как правильно разложить костер», «Как отделаться от плохой привычки»;

Описательные темы: « Мое любимое занятие», «Что я увидел в окно в первый день весны»;

Биографические темы: «Удивительные черты моего характера», «Я в погоне за синей птицей»;

Повествовательные темы: «Самые счастливые минуты моей жизни», «Эпизоды из жизни ученика-мученика»;

Агитационные темы: «Нам следует подумать о милосердии», «Неужели трудно покончить с такой привычкой?».

Как вы считаете, какую из речей труднее всего подготовить?

Ученики:

Думаю, что труднее всего даются речи на агитационные темы. Потому что здесь могут возникнуть спорные вопросы.

Не так просто убедить слушателей принять твою точку зрения по какому-то вопросу или проблеме. Тем более уговорить что-то сделать или не делать. Нужен большой запас информации. Необходимо владеть цифрами и фактами, которые бы убеждали.

Думаю, что, даже хорошо подготовившись и владея информацией и словом, не всегда удается убедить людей вот так сразу.

Ведущая. Убеждая, вы обычно хотите доказать свою правоту, то, во что вы сами очень верите. Но для того чтобы вам поверили, убеждать надо доказательно. Обычно используются цифры и факты, яркие примеры, положительные последствия которых хорошо известны, а также мнения людей, авторитет которых достаточно высок среди слушателей.

Практикум 3

Ведущая . Убедите присутствующих в том, что кандидатура предложенного вами человека больше всех остальных подходит на пост:

Лидера группы школьного общества «Защита природы»;

Председателя школьного совета командиров;

Председателя школьной комиссии по дисциплине и порядку.

(Ребята в группах выполняют задания.)

Ведущая (после выступлений ребят). Как мы уже все услышали, главными убеждающими аргументами были: хорошая учеба, примерная дисциплина плюс к этому такие личные качества, как доброта и отзывчивость. Но так можно охарактеризовать многих кандидатов. Не думаю, что вы смогли бы убедить аудиторию.

Следует заметить, что во всех трех случаях вы хотите убедить слушателей, что предложенный вами кандидат будет, несомненно, хорошим лидером. Поэтому в ваших выступлениях должно прозвучать следующее:

Хороший организатор (примеры конкретных дел, где организаторские способности кандидата проявились достаточно ярко, успешным завершением дела);

Имеет боевой характер, не отступит перед трудностями (пример);

Умеет помочь другим в вопросах... (примеры);

Имеет хорошие манеры и демократичен в общении, взять хотя бы такой случай...;

Умеет спокойно выслушать чужое мнение и учесть его, принимая решение; когда мы, например, обсуждали вопрос о..., он...;

Имеет определенный опыт работы по... (организации акции..., организации учащихся для работы в... И т. д.).

Убеждать к тому же надо честно. Не стоит замалчивать какие-то «неудобные» для кандидата факты, оправдываясь потом фразой «я не знал». Обычно большинство ваших слушателей «знают». Поэтому и вашу речь, и вашего кандидата могут не воспринять, решив, что это сговор, проталкивание кандидата в угоду своим интересам. Лучше скажите: «Да. Так было, случалось, но...» И постарайтесь убедить, что такое не повторится, что имевшие место отрицательные моменты исправлены и т. д.

Как вы думаете, что еще играет важную роль в восприятии того, что говорит оратор?

Ученик. Думаю, что голос. Ведь одних выступающих или даже просто говорящих хочется слушать, а других нет. Однажды мне попалось на глаза такое выражение: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать».

Ведущая . Вы правы. Впечатление от голоса действительно велико. Думаю, что каждый из нас испытал однажды эту магию голоса. Однако люди почему-то достаточно пренебрежительно относятся к своему голосу, не уделяют должного внимания заботе о нем.

Важно также логическое ударение в предложении. Оно зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в своем выступлении. Оно сделает ваше выступление более выразительным.

Важен также и темп речи. Не торопитесь, перевозбуждаясь. Дайте слушателям возможность вникнуть в суть сказанного вами. Неуверенная, многословная речь не добавит вам симпатий ни как оратору, ни как человеку.

Важны также паузы и мелодический рисунок речи.

Практикум 4

Каждую из предлагаемых фраз произносят несколько человек. После прослушивания ребята отмечают, чьи фразы прозвучали для них более убедительно и почему.

Примеры:

У нас есть альтернатива: или выбрать предлагаемого мною кандидата и получить достойного лидера, или не выбрать, и тогда, я уверен, мы многое потеряем.

И сразу хочется задать вопрос: «Что же вы делаете с природой? Неужели вам не стыдно перед будущим?»

Уверяю вас, вы ошиблись при подсчете.

Вы любите цветы? Нет, вы скажите, любите ли вы цветы так, как люблю их я?

Должен заметить, что высказанная вами мысль мне не совсем понятна.

Неужели вам не хотелось бы посетить такое замечательное место, как?..

Извините, я вас не понял. Повторите, пожалуйста.

Я просто не могу согласиться с вами. Для меня это неприемлемо.

Я просто не могу не согласиться с вами. Ваши доводы были очень убедительны.

Ведущая. Установлено, что на четверть речь оратора хорошо воспринимается еще и благодаря внешнему облику. Слушатели обращают внимание и на выражение лица оратора, и на походку, на то, как он стоит, на его руки и жесты.

Внешность

Слишком яркая и выразительная внешность выступающего может даже отвлекать слушателей. Ваш внешний вид должен соответствовать требованиям слушателей и всей обстановке выступления. Для того чтобы выглядеть уверенно, необязательно быть красавцем. Выглядеть безукоризненно должны: прическа, руки, ногти, костюм, обувь. В карманах не должно быть ненужных вещей, они не должны оттопыриваться. Одежда должна быть чистой и отутюженной, скромной и некричащей, иначе будет отвлекать от содержания вашей речи.

Манеры

Ваши манеры могут дать возможность удержать внимание всей группы слушателей. Ваша задача - создать дружескую и деловую обстановку.

Идите к месту выступления без лишней суеты.

Не приводите на ходу в порядок ваш костюм или прическу. Об этом надо подумать заранее.

Займите удобное, устойчивое положение для выступления.

Примите удобную позу.

Не смотрите сразу на руки, пол, ноги или в свои записи.

Обращайтесь сначала к президиуму (если он есть), почетным гостям и слушателям.

Выражение лица

Лицо должно быть серьезно, но не нахмурено.

Выражение лица не должно быть застывшим.

Не переусердствуйте с мимикой.

Попробуйте поговорить дома перед зеркалом.

Поза

Не забывайте, что публичное выступление - это не задушевная беседа с друзьями, где вы можете немного расслабиться, следите за своей позой.

Правильно стоять перед аудиторией - это значит, в зависимости от роста, поставить на удобную ширину ноги, одна нога выдвигается немного вперед, упор делается на носки, а не на пятки (тем более неприемлемо раскачивание).

Руки и плечи не напряжены.

Живот немного подтянут (но не так, чтобы это мешало свободному дыханию).

Жесты

Большинство из нас жестикулируют во время общения, иногда даже не замечая этого. Самые выразительные жесты - это движения рук и кистей. Ваша произвольная и механическая жестикуляция может испортить впечатление от речи, помешает слушателям правильно ее воспринять. Жестикуляции тоже надо учиться.

Размах рук может выражать эмоциональность, подчеркивать кульминационную часть речи , выражать похвалу, поощрение, утешение.

Описательные жесты дают представление о движении, росте, падении.

Указующие жесты - указание рукой направления, местоположения людей и предметов, явлений.

Подражательные жесты используют люди, которые могут даже на трибуне стать немного актерами. Они меняют голос, мимику, манеру выступления.

При этом необходимо помнить, что ваши жесты должны быть непроизвольными и не очень частыми. Ими подкрепляются наиболее значительные места вашей речи. Жесты усиливают впечатление, но ими нельзя злоупотреблять.

Практикум 5

Ребята слушают несколько выступлений (или смотрят и слушают их в записи) членов драмкружка или драматической студии. Можно подготовить своих участников для выступления, продемонстрировав разные виды выступлений: дружеское и доверительное, возбужденное и с восхищением, с чувством сожаления.

Пример 1

Скажите, что первым делом приходит вам на ум, когда вы слышите слово «любовь»? Обязательное наличие бойфренда?

Но ведь есть и другая любовь: любовь между родителями и детьми, взаимная любовь в семье, любовь друзей, например.

Когда рождается ребенок, как родители показывают свою любовь? Они кормят его, согревают его теплом своей души, охраняют от опасности. Это любовь, забота о ком-либо, умения быть дружелюбным, терпеливым и в нужную минуту прийти на помощь. Каждому из нас нужна такая любовь.

Пример 2

Тигр! Тигр! В лесу ночном

Вьешься желтым злым огнем.

Чьей бессмертною рукою

Создан страшный облик твой?

Где - в аду иль среди звезд –

Пламя глаз твоих зажглось?

На каких Он крыльях взмыл?

Где Он пламя то схватил?

Как сплела рука Его

Узел сердца твоего?

Чья чудовищная власть

Влила в сердце жизнь и страсть?

Молот чей твой мозг ковал?

В какой печи обжигал?

Кто посмел тебя обнять

И десницей ужас сжать?

Когда звезды в синь небес

Бросят россыпь светлых слез,

Тот, кем Агнец сотворен, -

И тобой доволен Он?

Тигр! Тигр! В лесу ночном

Вьешься желтым злым огнем.

Чьей бессмертною рукой

Создан страшный облик твой?

Пример 3

Когда брожу в толпе безмолвной

Курящих нехотя людей,

Надломленных бездельем полным, -

Свет меркнет вдруг в душе моей.

Они стоят на перекрестках,

Пожмут плечами на привет,

Пустой карман покажут просто:

Циничный знак житейских бед.

Работы нет! Бесцельно, праздно,

Как те, кто служит и богат,

Они живут однообразно,

Душой томятся, долго спят...

Они живут, глаза уставив

С тоской в безрадостную даль.

Их пустота мне сердце давит,

Их дней оплаканных мне жаль!

Практикум 6

Ребята делятся на одинаковое количество команд в группе «А» и группе «В». Группы формируются с учетом возможностей ребят с целью облегчить подготовку заданий и обеспечить более успешное выступление. Агитационно-убеждающую речь лучше поручить более сильной команде.

Команды группы «А» готовят выступления по заданным темам, а параллельные команды группы «В» изучают карточки с заданием «Внешний облик оратора». После выступления своих групп они заполняют эти карточки.

Примеры тем для выступлений и обсуждения.

Описательные:

1. Мое любимое занятие.

2. Что я увидел в окно в первый день весны.

Объяснительные:

1. Как правильно разложить костер.

2. Как отделаться от плохой привычки.

Биографические:

1. Удивительные черты моего характера.

2. Я в погоне за синей птицей. Повествовательные:

1. Самые счастливые минуты моей жизни.

2. Эпизоды из жизни ученика-мученика.

Агитационные:

1. Нам следует подумать о милосердии.

2. Неужели трудно покончить с такой привычкой?

Ребята выступают с критическими замечаниями, комментируют, отвечают на вопросы. Ведущая оказывает помощь, консультирует.

22.01.2017

В Международный день родного языка, который мы отмечаем 21 февраля, прошли мероприятия в детской библиотеке №3, библиотеках-филиалах №7, №9.

«Родной язык, как ты прекрасен!»

21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка . В этот день в детской библиотеке-филиале №3 состоялся час словесности «Родной язык, как ты прекрасен!». В течение всего дня ребята знакомились со словарями русского языка, нормами речевого этикета, исправляли грамматические ошибки, отвечали на вопросы викторины, подготовленные заранее на листах, пытались закончить известные пословицы и афоризмы о книге, объясняли значение фразеологических оборотов.
Из рассказа библиотекаря ребята узнали о многообразии языков на планете, о том, что родной язык — это характер народа, его память, история, духовное могущество. Язык – это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Об этом и многом другом шла речь на мероприятии.



«Русской речи государь…»

В библиотеке-филиале №7 с учащимися 5-6-х классов провели библиотечный урок «Русской речи государь по прозванию Словарь» , посвященный Международному дню родного языка. Эпиграфом к уроку стали слова К.Г.Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Ведущая Гришина Г.И.рассказала ребятам, как восхищённо и уважительно относились к русскому языку знаменитые писатели и философы не только в России, но и за рубежом, привела примеры их высказываний. Затем ребята узнали об известных составителях словарей русского языка – В.И. Дале и С.И. Ожегове, об их неоценимом вкладе в развитие языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

Прослушав отрывки стихотворений В. Солоухина и В. Шефнера о значимости и силе языка, ребята сделали вывод о том, что надо умело пользоваться богатством языка в устной и письменной речи, беречь его.

Ребята приняли участие в небольшой викторине «Я и словари», в которой им пришлось ответить на вопросы о назначении различных словарей, о словарном запасе человека и о том, как его пополнять. В ходе мероприятия ребята познакомились с различными видами словарей.

Вторая часть библиотечного урока была практической. Ребятам были предложены задания: с помощью толкового словаря найти значения некоторых слов, с помощью этимологического словаря узнать происхождение заданных слов, вставить пропущенные буквы в словах, проверяя себя по орфографическому словарю.

Очень интересными оказались задания на карточках. В первом надо было к иностранному слову подобрать его русский эквивалент, а в другом – к карточкам с фразеологическими оборотами подобрать соответствующую расшифровку. Все ребята справились на «отлично».

Все читатели, посетившие в этот день библиотеку, познакомились с выставкой «Язык есть исповедь народа», посвященной нашему родному русскому языку.






«Я голову пред ним склоняю снова…»

21 февраля, в Международный день родного языка, в актовом зале гимназии № 11 для обучающихся 7А и 7Б классов (56 чел.) коллектив библиотеки-филиала №9 провёл литературный лингвовечер «Я голову пред ним склоняю снова – Его Величество, родное наше слово!» . Целью праздника стало сохранение и поддержка русского языка как национального достояния России.

Библиотекари рассказали детям о величии и богатстве русского языка, необходимости беречь его чистоту от искажения, обеднения и засорения жаргонными, нецензурными словами, сленга, о том, что речь человека отражает уровень его развития.
Мероприятие содержало различного вида задания, игры, конкурсы, освещающие многие разделы языка. Например, «Загадки о знаках препинания», блиц-турниры: «Синонимы», «Антонимы», «Архаизмы»; конкурсы: «Знатоки пословиц», «Доскажи фразеологизм», «Говори правильно!» и др.

В ходе лингвовечера звучали цитаты, высказывания и стихотворения о русском языке выдающихся деятелей (А.С. Пушкина, Э. Роттердамского, В.И. Даля, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева), а учащиеся показали отличные знания и неподдельную заинтересованность в области родного языка.
Сопровождалось мероприятие мультимедийной презентацией.

КВН по русскому языку

Подготовила: Камяк Е.В., учитель начальных классов ГУО СОШ №212 г. Минска.

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Проводилось в рамках Недели русского языка, посвящённой культуре речи современного школьника.

Цель:


  • развивать познавательный интерес к русскому языку;

  • закреплять знания и умения, полученные на уроках;
Задачи:

  • - повысить общую языковую культуру;

  • - работать над обогащением словарного запаса учащихся фразеологизмами;

  • - помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку,

  • - стимулировать желание читать книги
Оборудование:

  • компьютер, мультимедийные презентации

  • эмблемы для каждого члена команды,

  • большая эмблема каждой команды,

  • карточки с фразеологизмами

  • карточки с текстами для исправления ошибок
Ход игры:

Звучит мелодия “Мы начинаем КВН”. Выходят ведущие. Включается мультимедийная презентация. (Слайд1)

1-ведущий:

Друзья! Сегодня нашу сцену,

Предоставляем Ка-Вэ-Эну! 2-й ведущий.

Дорог у КВНов много…

У нашего одна дорога.

У нас сегодня КВН для тех, кто любознательный!

У нас сегодня КВН не только развлекательный!

Вместе:

Итак, КВН начинается.

Великому и могучему русскому языку посвящается!

Под музыку выходят чтецы.

В уставе нашего КВНа записаны заповеди: (слайды 2-3)

1.Надо быть веселым,

Надо быть находчивым.

2. Сначала подумай – потом говори,

Иначе пощады не жди от жюри!

3.Проиграл- не расстраивайся.

В следующий раз выиграешь!

4. Выиграл- не обольщайся:

В следующий раз проиграешь.

5. Не отдавай противнику ничего,

Кроме своего восхищения.

6.Не рой яму другому - пусть сами поработают.

7.Начинаем! Начинаем наш любимый КВН!

Ожидаем, ожидаем жарких схваток, ярких сцен!

И уверены мы лично

Ка-Вэ-эн пройдет отлично!

Ведущий:

приглашаем команды на сцену! (Звучит музыка КВН) Команды, представьтесь!

1-я команда «Поиск».

Наш девиз: «Никогда не унывать, всё разведать, всё узнать!»

2-я команда «Знатоки»

Наш девиз ««Мы хотим всегда всё знать, сочинять и размышлять»

3-я команда «Мудрецы»

Наш девиз « Мы ребята – молодцы! В нашей школе мудрецы!»

4-я команда «Академики »

Наш девиз « Шутить, учиться и искать, побольше нового узнать!»

(Капитаны отдают большие эмблемы команд жюри) Эмблемы могут быть примерно такие:

Ведущая: Предоставляем СЛОВО КОМАНДАМ!

1-я команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

2-я команда
2. Мы веселые ребята
И не любим мы скучать,
С удовольствием сегодня
В КВН будем играть.

И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

3-я команда.
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден.

Что ни говори.
Нам доверено с тобою
Провести удачно бой,
Чтоб, находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.

4-я команда

Не смотрите так, ребята,

Мы не заволнуемся.

Мы поучимся на славу и посоревнуемся.

Нам не страшны любые запятые,

И не боимся точек и тире

Слова напишем правильно любые

И победим сегодня мы в игре!

Ведущий

К сражению всё уже готово.

Передаю ведущей слово,

представить грозное жюри!

Ведущая

Жюри, как видите, у нас

достойно уваженья!

Им приходилось - и не раз –

оценивать сраженья!

Сегодня судят нашу игру: (представляют жюри)

Вместе команды: Жюри мы доверяем - свою судьбу вручаем!

Член жюри:

Верим, хорошая будет игра.

Командам пожелаем:

«Ни пуха, ни пера!»

Команды отвечают: К чёрту. (Уходят готовиться)

Ведущий

Болельщиков предупреждаем,

Что встреча будет горяча!

Ведущая

И им от всей души желаем

Болеть без вызова врача!

Конкурс №1. АЗБУКА - К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА.

Выступление команды «Академики». Мультимедийная презентация №2.

Азбука - к мудрости ступенька.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам о возникновении азбуки и о великих славянских просветителях. А звали их Кирилл и Мефодий. (Презентация№2. Слайд1)


  • Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Солуни (ныне Солоники в Греции)
(Презентация. Слайд2)

  • Кирилл, хорошо знавший не только греческий, но и язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией.

  • Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки.
(Презентация. Слайд3)

  • Первым помощником Кирилла стал старший брат Мефодий. Он освоил новую азбуку, составленную братом, и приступил к переводу церковных книг на язык славян.
(Презентация. Слайд4)

  • Буквицы - заглавные буквы славянского алфавита
(Презентация. Слайд5)

  • А читались буквы так Аз, буки, веди, глаголь… Азбука называлась КИРИЛЛИЦА.
(Дети вертятся, не слушаются). Ах так, повернём колесо истории назад и посмотрим как Кирилл и Мефодий правила придумывали.

(Выходят с одной стороны Кирилл и Мефодий, с другой- Царь).

Ц: Здорорво, Кирилл. Здорово Мефодий.

КиМ : Здорово царь-батюшка.

К: Ты пошто такой невесёлый? Аль хворь приключилась?

Ц: Да нет. Вот в школе был. Да смотрю отроки шалят. Совсем от рук отбились. Маловато у них уроков. Окромя труда и физкультуры и занятий то нету. Придумайте им науку, да посложнее!

А называться оный предмет будет русский…кулак? Нет!РУССКИЙ ЯЗЫК!

К: Хорошо, царь-батюшка. Устроим мы ребятне сладкую жизнь.

М: А пусть ЖИ ШИ пишется с буквой И. Прикольно ЖИЗНЬ, ПИШИ. (хохочет)

К: А пусть тогда и ЧА ЩА с буквой А пишут, а ЧУ ЩУ с У.

Ц: Мало! Дети это враз освоят! лехко!

М: А пусть они лехко пишут с Г посередине. леГко!

К: Ой, умора. Тогда и сонце пусть с Л будет. соЛнце. (хохочет)

К: А давайте придумаем знаки препинания. ТОЧКУ, ЗАПЯТУЮ.

М: И вместе- точку с запятой. (хохочет)

Ц: Любо мне, любо. А ещё?

К: А ещё КАВЫЧКИ!

Ц: Ой, кавычки. Молодец!

М: А тогда пусть эти Кавычки открываются и закрываются! (хохочет)

Ц: Ух, ты!!!

КиМ: . Осторожно, кавычки открываются! Осторожно, кавычки закрываются!

Царь. (Хохочет) Ну,добейте меня своим юмором!

К: А тогда давайте каждый год пусть тетради по новому подписывают.

Царь: Это как?

К: А пусть города Минска то в одну строчку пишут, то в две!!!

Царь: Вот это любо!

М: А тогда пусть и учителя журналы каждый год по-разному подписывают, чтоб не привыкали! (Все хохочут)

Кирилл, Мефодий: Пусть ещё и сменную обувь в школу носят!

Кирилл, Мефодий и Царь: В полотняных мешочках!!!

(Колесо вертится обратно)

Все участники:

Нам не страшны образованья перегибы

Мы верим в знанья, как в святую Богородицу.

Кириллу за кириллицу спасибо,
Мефодию спасибо за мефодицу!

Ведущий: Спасибо ребятам за яркие выступления!

Ведущая: А сейчас время для первых оценок. Слово многоуважаемому жюри.

(выступление жюри)

Конкурс №2. Разминка

Презентация №1 (Слайд 6)

Ведущая: А знаешь, Алесь, что Лев Толстой говорил о русском языке? Послушай: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня,меткий, как стрелы, певучий и задушевный, как песня над колыбелью».

Слайд (по щелчку 6)

Ведущий: Согласен. «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».

Ведущая : Вот мы и проверим, как ребята знают устойчивые обороты русского языка.

(Слайд7) Конкурс №2. Разминка.

На сцену приглашаются по 4 человека от каждой команды. Участникам нужно будет дописать фразеологизмы. Для этого в левой колонке нужно поставить цифру, которая соответствует началу фразеологизма.

(Приложение 1. Красным цветом помечены правильные ответы.)

А пока команды работают - болельщикам предлагаем самим вспомнить фразеологизмы со словом язык. Внимание на экран!

(Слайды 8-15). Притча

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости - Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» - «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах - ничего нет лучше языка!» - «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» - «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну - ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

Вспомните фразеологизмы со словом ЯЗЫК .

(Команды выполняют задание - отдают жюри). Жюри подводят итоги.

(Слаид 16)

Пора бы нам немного отдохнуть. Физкультминутка. Учитель танцев.

Конкурс №3. Капитанский.

Ведущая:

Писатель Максим Горький считал:

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».

Ведущий:

На сцену приглашаются КАПИТАНЫ команд.

Ведущая: За 3 минуты вы должны исправить ошибки в тексте. Сколько ошибок исправите - столько баллов и принесёте своей команде.

(Слайды 18-20. Приложение 2)

Болельщикам

Попробуем отгадать загадки про сказочных героев.
Он пиявок добывал,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали… (Буратино – Дуремар).
В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика… (Тотошка – Шарик).

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали… (Чебурашка – Колобок).
Бедных кукол бьет и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор… (Айболит – Карабас).

И красива, и мила,
Только очень уж мала
Стройная фигурочка,
А зовут… (Снегурочка –Дюймовочка).
Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок,
Его звали… (Колобок – Иван-царевич).
Все узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… (Яга – Шапокляк).

Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его… (Незнайка – Карлсон).

Потерял он как- то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,

Этот грустный… (Пятачок – ослик Иа).

С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка – актриса,
И зовут ее… (Алиса – Мальвина).
Конкурс №4 Домашнее задание. Что за прелесть эти сказки»

Ведущий:

Мы подошли к заключительному конкурсу «Что за прелесть эти сказки».

Ведущая:

Вашему вниманию будут предоставлены четыре выступления. Встречайте участников аплодисментами!

Выступление команды «Академики» 3 «Г» класс

СКАЗКА КВН

(Выбегают журналисты. В руках микрофоны, газеты)

2. Интернет заменяет живое общение! У сказочных героев кризис!

3. Карлсон вывозит варенье в Россию!

4. Баба Яга ушла в фотомодели!

5. Кощей открыл свой банк!

6. Караул!!! Спасайте сказки!!!

Ученица Оля:

Надоели эти сказки про людей и про зверей,
Про волшебные подсказки всяких гномиков и фей!
Покажите мне лягушку, что красавицей была!
Где найдете вы избушку, чтоб вертелась, как юла?
Бабка в ступе не летала, леший зелье не варил,
Соловья разок слыхала - не разбойник это был!

Кирилл (кот учёный)

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Надоели эти сказки про царевен-лебедей,
Эти выдумки-раскраски для детсадовских детей!

(Хлопает книгой о землю. Мелодия «В гостях у сказки»)

Куда я попала? Ничего не понимаю...

А чего тут понимать? Книжку на пол бросила, сказок не любишь, не читаешь. Вот и угодила, куда следует.

А куда куда следует?

Куда-куда, раскудахталась, как курочка с золотым яичком! В сказочную историю ты попала - на перевоспитание. Сказки на полках залежались и герои разбежались! Вернуться домой ты сможешь только тогда, когда вернёшь сказочных героев обратно в свои сказки!

Присматриваются.

У лукоморья дуб зелёный.

Есть Интернет на дубе том

и колобок с лисой учёной

в «контру» играют день за днём.

Оля: Кощей там СМС ки пишет.

Яга на гугле что-то ищет.

Царевна там В КОНТАКТЕ чахнет.

А сказками здесь и не пахнет!

(Звучит музыка «Бабя Яга» гр. Комбинация»)

Эх, вернуть бы мне года,
Я б в модели подалась…
Не была б теперь Яга.
В общем, жизнь не задалась.

Оля: Вот видишь, Бабушка Яга. А в сказке очень ты нужна!

(Под музыку выходит колобок. За ним - Лиса и Сказочница.)

Глазам не верю! Боже мой! Ведь это он передо мной!
Какой смешной, ни рук, ни ног, ну сразу видно, Колобок!

КОЛОБОК:

Я Колобок печеный, на ветерке стуженый,
Я парень современный, во мне рецепт отменный.
Я абсолютно свеженький, со всех боков прилежненький.
Вы не смотрите, что я мал, зато я вкусен и удал.

Сказочница:

Со старой этой сказкой всяк знаком,
она милее множества историй.
Лисица подавилась колобком,
когда узнала, сколько в нём калорий!

(Лиса отталкивает колобка. Оля берёт его за руку, приговаривает)

Оля: Катись, катись ты наш герой, в родную сказочку домой.
Без остановки, день и ночь, спеши скорей из леса прочь.

(Звучит музыка. «Нигилист» группы Ляпис Трубецкой. Выходят два охранника, затем банкир Кощей)

Охранник 1
Рот широко разевает
Каждый, кто сюда зашел,
Весь брильянтами сверкает
И искрит громадный холл!
Охранник 2
А Кощей теперь банкир

Знаменитый на весь мир.

В ярко-красном пиджаке,
И с мобильником в руке,
Кощей

Здрасьте, гости-господа,
Долго ль ездили, куда?
И каким же это ветром
Всех вас занесло сюда?

Я цыганка молодая

Дай, тебе я погадаю!

Банк твой скоро разорится

лопнет он и испарится. (Охрана переглянулась и ушла)

Так что с бизнесом прощайся

Быстро в сказку возвращайся!

Кощей. (Оглядывается. Охраны нет! Пугается.)

Караул! Быстрее в сказку! Там я Бессмертный, мне ничего не страшно!!! (Убегает)

Кирилл: Вот и вернули героев в свои сказки, пора и нам домой!

Но прежде чем домой вернуться,
хочу ребятам пожелать:
Еще раз в сказку окунуться,
И книжки добрые читать! (Музыка: Верка Сердючка «Всё будет хорошо». Все герои выбегают на сцену)

ВСЕ: бойтесь дети лени,

как дурной привычки.

И читайте в сутки,

вы хоть по страничке!

(Музыка: Верка Сердючка «Всё будет хорошо». Все герои убегают со сцены)

Ведущий: Команды – на сцену! Пусть звучит ГИМН КВНа!!!

Под музыку Е. Шаинского «Ты, да я, да мы с тобой» все поют гимн.

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Есть теперь команда классная у нас.
Будем мы шутить и смеяться,

Песни вам дарить, улыбаться,

Только не судите очень строго нас!

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Нас не разлучит никто и никогда.

Даже если вырастаем,
То командой взрослою станем,
Будет КВН на свете жить всегда

Слово для подведения итога игры предоставляем жюри.

Командам вручаются дипломы.

омандам вручаются дипломы.ge/3/м ЯЗЫК.ощейа руку, приговаривает)Используемые материалы:

2.http://aforizm.bardadym.ru/aphorism-by

3. http://aphorism-citation.ru/inde

Приложения.


Дуется, как … на крупу

10

комар

Брать … за рога

6

селёдки

Смотреть, как … на новые ворота

14

рыба

Писать, как …лапой

7

кота

Желторотый…

2

быка

Набито, как…в бочке

9

медведя

Купить … в мешке

16

соловьём

Сесть на любимого …

15

муха

Делить шкуру неубитого……..

8

конька

.носа не подточит

4

курица

Кишит, как …гнездо

13

мышиная

Льёт … слезы

3

баран

возня

12

крокодиловы

Нем как…

11

осиное

Слышно, как …пролетит

1

мышь

16

Заливаться

5

птенец

№2

Найди и исправь ошибки.

Друзъя природы

Прероду надо охронять. Друк не портит диревья влису,

не режет кару, не ламает ветки, не топчет цвиты. Хароший челавек не разрушает птичьи гнёсда, не разоряет муровейники.

Настоящие друзья природы помагают пцицам и зверям. они биригут Родные лиса и паля

Охранять природу – значит охранять свою Родину!

Димка, ну чё, прочитал?

Прочитал.

Прикольно или стрёмно?

Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

“Объяснительная”.

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

Задание № 4. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета. Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?

Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
- Никто, - на английском языке ответил Житков.
- А по-немецки?
Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
- Тогда, может быть, по-французски?
- Нет, никто, - на французском языке ответил Борис Степанович.
Иностранец очень расстроился.
- А что случилось-то? - спросил Житков.
Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу. Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
Житков ответил ему:
- Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию - по-французски, в Германию - по-немецки. А здесь мы все говорим по-русски.
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
(В. Некрасов )

Задание № 5.Запишите как можно больше примеров

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
-Прочти, Сережа.
-«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».
- вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
-Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
-Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
- вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
-вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.Учитель: Как вы думаете, правильно поступает Сережа? Почему? Может ли у человека быть два языка, как у Серёжи?

Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета и литературной нормы обязательно в любой ситуации).

Учитель: Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском - почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.

Задание №6: Объясните значение слов

А"ТЛАС- АТЛА"С

И"РИС- ИРИ"С

МУКА"- МУ"КА

ХЛО"ПОК- ХЛОПО"К

О"РГАН- ОРГА"Н

ПА"РИТЬ- ПАРИ"ТЬ

ТРУ"СИТЬ- ТРУСИ"ТЬ

А"ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
АТЛА"С Шелковая гладкая блестящая ткань…

И"РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ"С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

МУКА" Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ"КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…

ХЛО"ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО"К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О"РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств(глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА"Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…

ПА"РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
ПАРИ"ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.

ТРУ"СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.
ТРУСИ"ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…