Продолжение. См. No 37/2002

Лабораторные работы по ботанике и зоологии

Методическое пособие для 6–8-х классов

Строение и расположение вегетативных и генеративных почек

Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.

Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.

Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.

2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.

3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки – вегетативные или генеративные?

4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки

Внутреннее строение листа растения

Микропрепарат из листа традесканции можно приготовить самостоятельно, зажав его между двумя предметными стеклами с гладкими краями (шлифованными) и делая лезвием бритвы срезы, постепенно медленно передвигая стекла. Тончайший срез мякоти листа на уроке сделать трудно, поэтому рекомендуется рассматривать готовые микропрепараты или приготовить их заранее.

Цель работы: выяснить внутреннее строение листа растения, взаимосвязь строения листа и клеток покровной ткани с выполняемой функцией.

Материалы и оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Поперечный срез листа камелии», листья традесканции и/или амариллиса, предметные стекла, лезвие бритвы, вода в стаканчике.

ХОД РАБОТЫ

1. Для приготовления микропрепарата поперечного среза листа берут лист амариллиса или традесканции, вырезают кусочки с хорошо заметными жилками, складывают вчетверо и режут лезвием бритвы. Срезы переносят на предметное стекло в каплю воды и рассматривают под микроскопом при малом увеличении.

2. Рассмотрите микропрепараты поперечного среза листа, найдите клетки верхнего и нижнего эпидермиса, устьица, сосуды в проводящих пучках.

3. Рассмотрите клетки мякоти листа. Найдите различия между клетками, лежащими под верхним эпидермисом и основной тканью листа. Найдите межклетники. Зарисуйте поперечный разрез мякоти листа, подпишите названия всех его частей. Сравните микропрепарат с рисунком в учебнике.

4. Заполните таблицу.

ТАБЛИЦА. Клеточное строение листа

Определение состояния устьичных клеток

Из-за легкой воспламеняемости и токсичности используемых химических веществ работа проводится только на факультативных занятиях и под контролем учителя.

Цель работы: выяснение расположения устьиц на листе и их состояния в зависимости от времени суток.

Материалы и оборудование: листья различных растений, бензин.

ХОД РАБОТЫ

1. На нижнюю сторону листа капните каплю бензина. Посмотрите лист на просвет. Если появилось прозрачное пятно, это означает, что устьица открыты и жидкость через них проникла в лист. Если пятно не образуется – устьица закрыты.

2. Пользуясь указанным методом, выясните: а) на какой поверхности листа находятся устьица у различных растений; б) у каких растений устьица открыты и днем и ночью, у каких – только ночью.

Условие образования хлорофилла

Цель работы: выяснить, при каких условиях у растений образуется хлорофилл.

Материалы и оборудование: семена (горох, овес), 4 горшка (или стаканчика из-под йогурта с дренажными отверстиями) с почвой.

ХОД РАБОТЫ

1. Посадите в два горшочка с почвой семена овса, а в два других – семена гороха. По одному горшочку из каждой пары выставьте на свет, а другие поставьте в темноту. Почву в горшочках умеренно поливайте.

2. Отметьте внешний вид растений, выросших на свету и в темноте.

3. Выставьте на свет растения, выращенные в темноте. Что с ними происходит через некоторое время? Сделайте вывод об условиях, необходимых для образования хлорофилла.

Обнаружение и выделение хлорофилла

Зеленая окраска хлоропластов обусловлена наличием красящего вещества (пигмента) хлорофилла, который легко извлекается спиртом. В хлоропластах имеется два хлорофилла – a и b , которые отличаются строением, свойствами и массой. Кроме хлорофиллов в хлоропластах имеются желтые пигменты – каротин и ксантофилл.

Цель работы: выделение и разделение растительных пигментов, изучение свойств хлорофилла.

Материалы и оборудование: свежесрезанные листья, ступка и пестик, ножницы, стаканчик, пробирки, воронка, фильтр, фильтровальная бумага, спирт (водка).

ХОД РАБОТЫ

I. Выделение хлорофилла из листьев

1. Срежьте свежие листья растения, разрежьте на кусочки и, добавив немного спирта (водки), быстро разотрите в ступке пестиком. Растертую массу залейте спиртом и дайте настояться 2–3 мин.

2. Получившийся раствор, окрашенный в зеленый цвет, профильтруйте. Рассмотрите полученный раствор хлорофилла в проходящем свете (зеленый цвет) и в отраженном свете (вишнево-красный – явление флуоресценции). Если добавить несколько капель воды и встряхнуть, то прозрачный раствор хлорофилла мутнеет (явление флуоресценции исчезает).

II. Разделение хлорофиллов а и b

1. Вырежьте из фильтровальной бумаги полоску, нанесите в ее нижней части метку простым карандашом и опустите до уровня метки в приготовленный ранее раствор хлорофилла.

2. На дно стаканчика налейте спирт (водку).

3. Опустите полоску фильтровальной бумаги в стаканчик так, чтобы она не касалась стенок, но в то же время касалась жидкости на дне. Через 5 минут выньте полоску и высушите. На ней можно различить три полосы: карандашная (линия старта), светло-зеленая (хлорофилл а ) и светло-желтая (хлорофилл b ). Сделайте вывод, почему хлорофиллы а и b поднялись по фильтровальной бумаге вверх на разные расстояния.

Определение по спилу возраста побега и влияние внешних условий

Цель работы: выяснить структуру спила дерева, скорость роста годичных колец в зависимости от климатических условий и породы дерева.

Материалы и оборудование: спилы деревьев (дуб, ясень, тополь или ива, сосна), таблицы, учебник, лупа.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите и зарисуйте спилы двух деревьев. Найдите годичные кольца, сосчитайте их и определите возраст стеблей.

2. Ответьте на вопросы.

    Одинакова ли толщина годичных колец по всей окружности? Как это можно объяснить?

    Какие годичные кольца старше и почему: те кольца, что находятся ближе к коре, или те, что находятся ближе к сердцевине?

    Измерьте толщину спилов и вычислите скорость роста побега в толщину по формуле:

V = L /B (для каждого растения),

где V – скорость роста, L – радиус,В – число колец. Какое растение выгоднее выращивать для получения древесины? Объясните, как зависит рост стебля в толщину от условий внешней среды.

Строение видоизмененных побегов (луковицы, клубня, корневища)

Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.

Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.

Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.

ХОД РАБОТЫ

I. Строение клубня картофеля

1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?

2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.

II. Строение луковицы

1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.

2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.

III. Строение корневища пырея

1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?

2. Зарисуйте фрагмент корневища.

3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы.

Сделайте вывод, какие признаки указывают на то, что клубень, луковица и корневище – это видоизмененные побеги.

ЦВЕТОК И ПЛОД

Строение цветка

Для описания строения цветка применяют формулы , в которых используют специальные условные обозначения – буквенные сокращения и значки. Более правильно использовать при оформлении формул латинские (международные) буквы, но русский алфавит, конечно, будет понятнее для школьников. В предлагаемой таблице использованы оба варианта.

Цель работы:

Материалы и оборудование:

Диаграмма – это схематическая проекция цветка на плоскость, которая перпендикулярна к оси цветка. Составляют диаграмму по поперечным срезам нераскрытых цветочных почек. Диаграмма и формула дают более полное представление о строении цветка.

Цель работы: изучить строение и многообразие цветков (генеративных органов размножения), научиться записывать, читать, зарисовывать формулы и диаграммы цветков.

Материалы и оборудование: лупа, препаровальная игла, лезвие бритвы, живые или фиксированные цветки (вишня, яблоня, картофель, горох или акация, редька дикая, огурец –мужской и женский цветки), модели цветков, таблицы.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите, зарисуйте цветок и подпишите его части. Рассмотрите цветок под лупой. Из каких частей он состоит и сколько их? Какова их окраска, срастаются они или нет?

2. Рассмотрите и определите главные части цветка (пестик и тычинки) и их количество. Познакомьтесь с условными обозначениями цветка (формулой и диаграммой). Зарисуйте цветок, его формулу и диаграмму. Сделайте вывод о строении цветка растения как об органе полового размножения.

Приспособленность растений к опылению.
Строение мужских и женских соцветий

Соцветия – это побеги, несущие на себе цветки и не имеющие типичных вегетативных листьев. Объединение многих цветков в одном месте повышает вероятность их опыления, а возможность неодновременного распускания цветков в соцветии снижает вероятность опыления пыльцой того же растения.

Цветки в соцветиях могут быть с цветоножками и сидячими.

Соцветия могут быть простыми и сложными.

Различные типы соцветий связаны с присущими растению типом соплодия и приспособлениями для распространения плодов и семян.

Цель работы: познакомить с наиболее распространенными типами соцветий, их биологической ролью и с приспособлениями, связанными с ветроопылением.

Оборудование и материалы: микроскоп, предметные и покровные стекла, вода в стаканчике, иголки, лезвия бритвы, увеличительные стекла, веточки ольхи (орешник, береза) с женскими и мужскими соцветиями, гербарии различных типов соцветий, таблицы, фиксированные соцветия редьки дикой, вишни, клевера, одуванчика, смородины, подорожника, образцы соцветий пшеницы, кукурузы, овса, ромашки, подсолнечника, открытки и другой иллюстративный материал.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите с помощью лупы внешнее строение побега. Найдите мужские и женские цветки и соцветия, зарисуйте их.

2. Соберите пыльцу растения из мужских сережек.

3. Ответьте на следующие вопросы. Где и как (одиночно или группами) произрастают растения, соцветия которых вы рассмотрели? Есть ли у этих растений листья во время цветения? Какие цветки и соцветия (мужские или женские) раскрываются первыми и с чем это может быть связано?

4. Заполните следующие таблицы.

Продолжение следует

§ 22. Побег и почки (продолжение)

Строение почек

Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды .

В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель , на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья . В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки ; они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег .

Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными , или листовыми. Генеративные , или цветочные , почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Лабораторные работы

Строение почек. Расположение почек на стебле

    1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.

    2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

    3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой С помощью рисунка найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

    4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок в учебнике.

    5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Рост и развитие побега

Вы установили, что почка - это зачаточный, еще не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек . Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестает расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, то он тоже перестанет расти в длину и начнет ветвиться.

Подрезая побеги, искусные садоводы часто придают деревьям и кустарникам причудливые, красивые формы. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

Новые понятия

Побег. Почка. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Вегетативная, генеративная почки. Конус нарастания. узел. Междоузлие пазуха листа. Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение

Ответ оставил Гость

Побег. Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями. Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа. Листорасположение (рис. 17). У большинства растений наблюдается очерёдное, или спиральное,листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочерёдно по спирали. Такое расположение листьев имеют, например, берёза, ива. Если листья растут по два в узле – один лист против другого, например у клёна, сирени, то такое их расположение называют супротивным. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как, например, у элодеи, олеандра. Рис. 17. Листорасположение
При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени. У многолетних растений побеги развиваются из почки.Почки. На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев – пазушные почки(рис. 18). Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называютпридаточными. Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, берёза, черёмуха, орешник имеют очерёдное расположение почек. Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.
Рис. 18. Побеги яблони
После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки. Для каждого вида растений характерно определённое расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и некоторым другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.Строение почек (рис. 19). Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.
Рис. 19. Строение почек каштана
На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятсязачаточные почки. Они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег. Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму. Строение почек. Расположение почек на стебле1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод. Рост и развитие побега. Вы установили, что почка – это зачаточный, ещё не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек (рис. 20). Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.
Рис. 20. Развитие побега из почки
Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, он тоже перестанет расти в длину и начнёт ветвиться.

1. Какое строение имеет зародыш семени?

В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательная ткань состоит из мелких, плотно прилегающих одна к другой живых клеток, которые постоянно делятся.

Лабораторная работа. Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

От воздействия неблагоприятных условий внешней среды почки снаружи защищают плотные кожистые почечные чешуи.

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

Общее: снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания. На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.

Отличия: Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия,

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. В почке тоже есть стебель, на котором расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки. Таким образом, почка представляет собой зачаточный, еще не развившийся побег.

Вопросы

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель - осевая часть побега, листья - боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега - междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

У растений наблюдается очерёдное (спиральное), супротивное, мутовчатое листорасположение.

3. Что такое почка?

Почка представляет собой зачаточный, еще не развившийся побег.

4. Как различают почки?

Генеративные, или цветочные, почки крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

5. Как почки могут располагаться на побегах? Установите взаимосвязь между нахождением почек на побеге и месторасположением.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев - пазушные почки.

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, берёза, черёмуха, орешник имеют очерёдное расположение почек. Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные, или цветочные, почки в отличии от вегетативных кроме зачаточных листьев на зачаточном стебле зачаточные бутоны или соцветия.

8. Как происходит рост побега в длину?

Развитие побега начинается с распускания почек. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

Подумайте

Когда среднесуточная температура установится выше +5°С, начинается вегетация растений, сопровождаемая активным весенним сокодвижением, то есть подачей воды с растворенными в ней питательными веществами от корней вверх по сосудам древесины. При этом скорость передвижения воды у древесных растений поразительно велика: около 40 см в минуту. Значит, за 5 минут вода в сосудах поднимается на высоту двух метров. Об интенсивности весеннего сокодвижения можно судить по выделению хорошо всем известного березового сока.

Если обрезку деревьев проводят до начала сокодвижения, то поверхность срезов бывает сухой и к ней легко пристает замазка. А при обрезке во время сокодвижения она влажная, поэтому замазка прилипает плохо. Спустя некоторое время сок начнет как бы фонтанировать, отторгая садовый вар.

"Плачущие" деревья понапрасну истощаются. Кроме того, стекающий по коре сок становится питательной средой для различных вредных микроорганизмов. В частности, здесь поселяется сажистый гриб, из-за которого поверхность ствола и ветвей становится черной. При этом закупориваются устьица коры, нарушается воздухообмен, из-за чего деревья выглядят угнетенными, а в последующем снижается природная зимостойкость.

Задания

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.

2. Прорастите в горшочке с землёй два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7-10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдёт с растениями через одну-две недели.

3. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

4. Проанализируйте результаты наблюдений. Сделайте выводы.

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, он тоже перестанет расти в длину и начнёт ветвиться.