Ввиду сложившихся в 1862-1863 гг. условий легко могло возникнуть предположение, что торжествующая реакция прекратит осуществление предположенных преобразований. Этого, однако же, не случилось. В проведении реформ, правительство оставалось по-прежнему непосредственно заинтересованным. Без некоторых из них оно технически не могло бы управлять страной, другие были необходимы для поддержания и развития культурной и экономической жизни страны. В этом отношении урок, данный Крымской войной, не потерял еще своего значения.

Первой реформой по времени была финансовая . Преобразования, предпринятые в этой области, были немаловажны и по своему содержанию напоминали тот финансовый план, который еще в 1809 г. был составлен Сперанским. В 1859 г. была образована даже особая податная комиссия, которая разрабатывала вопрос об управлении и упорядочении системы прямых налогов, но она работала чрезвычайно медленно, и результаты ее работ обнаружились только в 70-х годах, да и то неудачно.

Финансовые реформы, проведенные в 1862-1866 гг. главным образом В.А. Татариновым.

· Выработанные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений , которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство, ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые делались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Понятно, какую возможность всяких злоупотреблений представляло это положение вещей . Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего предложил систематически проведенную централизацию государственного хозяйства. Все распоряжение средствами казны должно было быть сосредоточено в руках министра финансов. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контроля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи , проходить ежегодно через Государственный совет . Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддержания нашего кредита довольно решительный шаг.

Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, т.е. уничтожены были все самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов .

Проведение реформ началось 22 мая 1862 года с введения «Правил о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Первым шагом стало введение в финансы принципа гласности и начало публикации государственного бюджета. В ведомства поступили требования о составлении подробных отчётов и смет, поясняющих все расходы денежных средств и доступных для всеобщего обозрения. Данная мера была направлена на минимизацию казнокрадства. Общая роспись государственного бюджета подлежала утверждению Государственным советом и императором и имела отныне силу закона.

Учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреждения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и которому, с другой стороны, была придана особая функция - способствовать развитию кредита торгово-промышленных предприятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.

Наконец, уничтожены были с 1863 г. винные откупа , чем изменена была коренным образом одна из самых важных статей государственной эксплуатации народного потребления, т. е. косвенного обложения спиртных напитков. Доходы от продажи питей всегда составляли львиную долю в нашем бюджете ; но правительство до того времени колебалось только между двумя системами их эксплуатации. Одной из них являлась система непосредственной монополии производства и продажи питей при помощи казенных учреждений, причем, процветали феноменальные злоупотребления, которые и заставили в свое время Канкрина возвратиться к системе откупов, упраздненной перед тем Гурьевым. Но система откупов действовала не менее развращающим образом на всю местную администрацию. Откупщики систематически подкупали все местное чиновничество.

В 1863 г. система откупов была отменена , причем она не была заменена казенной монополией, как при Гурьеве, а была вместо нее введена вольная продажа питей каждым желающим , причем только каждая посудина с вином или водкой и каждый питейный дом, равно и каждый винный склад, были обложены: первая - особым акцизом, а вторые - особым патентным сбором. Сборы эти собирались и учитывались на местах особыми учреждениями - акцизными управлениями, служебный персонал которых хорошо оплачивался и набирался, по возможности, из людей образованных.

Университетский устав 1863 года

Правовой акт Российской империи, определявший устройство и порядки в университетах империи. Был принят 18 июня 1863 года.

Российские университеты до реформ Александра II

Никак нельзя было обойтись без реформы образования. Развитие сельского хозяйства и промышленности, новые суды, армия, полиция, земства требовали подготовленных специалистов. Причем, обновленная реформами страна нуждалась в специалистах , которых старая образовательная система не готовила, т.е. необходимо было не просто увеличить число выпускаемых студентов, а начать готовить студентов по новым специальностям . А это требовало открытия новых кафедр , что было невозможно без квалифицированных преподавательских кадров, которых в России не было. И это на фоне того, что образовательная система пребывала не в самом цветущем состоянии.

В России большое значение имело появление Университетского устава 1804 года, документа, описывавшего главные принципы управления университетами и учебным процессом. Основную роль в управлении университета Устав отдавал Совету профессоров , который избирал ректора и полностью определял учебный процесс . Однако эта реформа имела достаточно ограниченное влияние на реальное состояние российских университетов.

В 1809 году Вильгельм фон Гумбольдт основывает в Берлине принципиально новый университет , в котором преподавание строится в неразрывной связи с развитием науки . В России реформирование университетов по типу Гумбольдтовского университета проводится под руководством Министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова. В 1835 году появляется новый Университетский устав. Этот Устав известен в основном тем, что он существенно ограничил университетскую автономию , путем передачи основных рычагов управления Попечителям учебных округов . Однако общий эффект проводимых преобразований был положительным -- в России появляются более современные, построенные на новый лад университеты, в которых не только ведется преподавание, но и проводятся серьезные научные исследования. К сожалению, после революций 1848 года все преобразования были остановлены, Министра отправили в отставку, в университетах начали закручивать гайки (благо Устав позволял это делать легко)

Интересы университетов и науки вообще

Наиболее известное положение Университетского устава 1863 года -- введение выборности ректоров и профессоров университетов , -- часто рассматривается в качестве чуть ли не политической либерализации жизни университетов. Это не имеет никакого отношения к действительности. Правительство крайне болезненно относилось к любым проявлениям политизации университетской среды и ставило своей целью борьбу с такими явлениями. Поэтому все преобразования лучше рассматривать с позиций необходимости преодоления упадка университетов и необходимости более интенсивного развития в них науки

По Уставу 1863 года главная роль в управлении университетом принадлежала Университетскому Совету , т.е. собранию всех ординарных и экстраординарных профессоров университета. Университетский Совет имел достаточно широкие полномочия, и, в частности, избирал ректора (для «ближайшего управления Университетом») и проректора. Любопытно, но Устав требовал обязательного участия профессоров в заседаниях Университетского Совета, т.е. участие в управлении университетом рассматривалось не как право, а как обязанность. Важную роль играли и факультетские собрания (т.е. собрания профессоров факультета), которые, в частности, избирали деканов .

Что очень важно -- избирались и профессора .

Чтобы привлечь новых профессоров на открывающиеся и пустующие кафедры одних мер по подготовке молодых людей к преподавательской деятельности было, естественно, недостаточно. Важнейшей причиной дефицита кадров были низкие оклады, что заставляло многих преподавателей искать дополнительных заработков на стороне. Понимание этого у царского правительства было, поэтому Александр II в тот же день, когда он утвердил новый Устав, утверждает и «Штаты императорских российских университетов». Согласно этому документу годовое содержание преподавателей было увеличено в два и более раза по сравнению с дореформенным.

Для нормальной преподавательской и научной деятельности необходимо не только наличие высококвалифицированных кадров, которые имеют возможность тратить свое время на свою основную работу, не отвлекаясь на подработки. Важно еще, чтобы были созданы условия для работы. В Уставе оговаривалась необходимость наличия в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий.

Важен вопрос быстрого и бесперебойного снабжения. В этой связи поразителен фрагмент Устава, связанный с таможней . Приведем его полностью: «Университетам предоставляется право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия. Кипы и ящики с сими вещами, адресованные в университеты, в пограничных таможнях не вскрываются, а только пломбируются и потом свидетельствуются в университетах в присутствии таможенного или полицейского чиновника». Не говоря уж о том, что «книги, рукописи и повременные издания, получаемые университетами из чужих краев, не подлежат рассмотрению цензуры». Фактически Устав устанавливал особый режим снабжения университетов , чему могут позавидовать многие современные российские ученые, имеющие обыкновение нелестно отзываться о таможне.

Наконец, Устав предоставил университетам право создавать «ученые общества». Правда, создание таких обществ требовало разрешения Министра, он же утверждал уставы, но это не сильно ограничивало инициативу на местах. Через двадцать лет после реформы, комментируя разрешение создавать ученые общества, Д.И. Менделеев скажет: «Освобождение крестьян, можно сказать, совпало с освобождением русской науки».

Академический университет (1724) -- ныне официально признан предшественником Санкт-Петербургского государственного университета, Московский университет (1755), Казанский университет (1804), Харьковский университет (1804), Варшавский университет (1816), Киевский университет (1834).

Конец реформ

Изменения в университетах были невозможны без изменения системы управления ими.

18 июня 1863 года император Александр II именным указом утвердил новый Общий устав императорских российских университетов. В тот же день были открыты все факультеты Санкт-Петербургского университета и проведена реорганизация Министерства народного просвещения, закрепленная «Учреждением Министерства народного просвещения». Очень сильно была изменена структура Министерства, в результате чего штат ведомства сократился с 194 человек (в 1862 году) до 42 человек . Предполагалось, что после сокращения Министерство будет вынуждено более активно привлекать для решения проблем управления народным просвещением руководителей научных и учебных заведений, авторитетных профессоров и чиновников местных органов управления просвещением.

Университетская реформа была частью большой реформы образования, затеянной правительством Александра II. В свою очередь, реформа образования была необходимым звеном в цепи реформ, которые были призваны коренным образом преобразовать страну. Устав 1863 года оживил научную и учебную жизнь университетов, но не решил всех проблем. Сфера образования и науки не допускает быстрых изменений . Необходимо последовательно и методично менять всю систему, что и планировалось делать в дальнейшем.

Как и все остальные реформы Александра II реформа образования подвергалась мощной критике. Проводимые сверху реформы принимались обществом в штыки. В какой-то момент сложилось парадоксальное положение -- царское правительство проводило одну реформу за другой, а общество, на словах критиковавшее сложившееся положение и, вроде бы, желавшее изменений, энергично боролось как с реформами, так и с реформаторами. Все это играло на руку консерваторам, желавшим остановки реформ и возврата назад.

Итоги

Новый устав предоставил университетам больше самостоятельности в делах внутреннего управления и расширил возможности учёта местных условий для своего развития, создал более благоприятные условия для научной и учебной деятельности, повысил привлекательность преподавательской работы в университетах для молодых людей и способствовал утверждению в будущем на университетских кафедрах достаточного числа квалифицированных преподавателей, а также предусмотрел целый ряд специальных мер по стимулированию студентами освоения наук.


Реформы 1860 - 1870-х гг.
Россия в 1855 - 1881 гг.

Финансовые реформы 60-70 годов XIX века заложили основу последующего экономического бума второй половины XIX века.

Финансовая реформа 1860-1864 гг.

Раньше всех, еще до отмены крепостного права, стала проводиться реформа финансовой системы , оказавшейся в крайне плачевном и расстроенном состоянии после дорогостоящей Крымской войны (1853-1856).

Большую роль в проведении этой реформы сыграл крупный русский экономист и блестящий знаток финансовой системы статс-секретарь В.А. Татаринов , по предложению которого для оживления промышленности и торговли в мае 1860 г. Александр II подписал Указ о создании Государственного банка , которому были переданы все вклады упраздненных кредитных учреждений - Заемного и Коммерческого банков, Счетной палаты и других. Кроме того, Государственный банк получил преимущественное право кредитования всех промышленных и торговых предприятий, а также целевых государственных программ.

Одновременно с этим, основываясь на неутешительных данных Податной комиссии , в сентябре 1860 г. Александр II подписал Указ «Об отмене частных откупов», в соответствии с которым с января 1863 г. по всей стране отменялась старая откупная и вводилась новая акцизная система сбора косвенных налогов. Введение новой системы государственных акцизов имело большое положительное значение, поскольку огромные денежные средства из тугих карманов частных откупщиков в одночасье перетекли в исхудавшую государственную казну.

В 1862 г. для централизации всей финансовой системы страны, по предложению того же В. Татаринова был издан очередной императорский Указ , в соответствии с которым: 1. Единственным распорядителем всех государственных доходов и расходов становилось Министерство финансов Российской империи; 2. Весь государственный бюджет должен был проходить процедуру утверждения в Государственном Совете, и роспись государственных доходов и расходов публиковаться в печати; 3. Вся деятельность Министерства финансов стала подотчетна Государственному Контрольному управлению , новым председателем которого в ранге министра был назначен действительный тайный советник В. Татаринов.

В 1864 г. для развития этой реформыво всех губерниях страны были созданы контрольные палаты , независимые от местной администрации и подчиненные государственному контролеру.

Рис. 1. Монография, посвященная реформам Татаринова ()

К сожалению, финансовая реформа В. Татаринова (рис. 2) не затронула архаичной налоговой системы, созданной Петром I , и подушная подать была отменена только в мае 1882 г. Поэтому основную долю всех государственных налогов по-прежнему платили только податные сословия Российской империи.

Рис. 2. Татаринов В. ()

Реформы в области местного управления

В 1864-1870 гг. правительство Александра II провело реформу местного управления, которое со времен издания «Жалованной грамоты городам» в 1785 г. практически оставалось неизменным. В рамках этих преобразований были проведены сначала земская ,а затем и городская реформы.

а) Земская реформа 1864 г.

Еще в марте 1859 г. при Министерстве внутренних дел была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде» , которую возглавил Н.А. Милютин. При этом членам комиссии было строго указано на то, что проектируемые органы местного управления никоим образом не должны выходить за рамки чисто хозяйственных функций , т. е. в основу реформы местного управления была положена теория «общинного самоуправления» , авторами которой были И. Гнейст, Г. Штейн и другие видные представители германской юридической школы.

В апреле 1860 г. Н. Милютин представил Александру II проект «Временных правил о местном управлении» , который строился на принципах выборности и бессословности. Однако в апреле 1861 г. под давлением реакционных придворных кругов Н. Милютин и его шеф, граф С. Ланской, были отправлены в отставку, и новым главой Министерства внутренних дел был назначен Павел Александрович Валуев , который отличался более консервативными взглядами. Будучи ярым защитником корпоративных привилегий и прав дворянства, П. Валуев все же не решился пойти на ликвидацию основных принципов земской реформы - выборности и бессословности. Но он сумел изменить систему выборов в земские учреждения в пользу дворян-землевладельцев и крупной буржуазии.

К марту 1863 г. проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» был подготовлен и передан для обсуждения в Государственный Совет, после одобрения которого, 1 января 1864 г., Александр II подписал его и он получил силу закона.

В соответствии с этим «Положением», во всех великорусских губерниях Российской империи создавались земские учреждения, которые состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ ) органов. И те, и другие избирались на трехлетний срок. Однако система выборов была довольно запутанная.

Рис. 3. Открытка с видами Москвы ()

Выборы депутатов уездных земских собраний , которых избирало население, проводились на основе имущественного ценза и по трем куриям: 1. К первой курии принадлежали уездные землевладельцы , имевшие не менее 200 десятин земли , или владельцы недвижимой собственности в 15 тыс. рублей или те помещики , годовой доход которых превышал 6 тыс. рублей; 2. Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий , а также владельцы городской недвижимости стоимостью в 2 тыс. рублей или торгово-промышленных заведений с годовым оборотом более 6 тыс. рублей; 3. Третья курия - выборные от сельских обществ - были представлены должностными лицами сельского и волостного управления. По этой курии, в отличие от первых двух, выборы были не прямые, а многостепенные: сельский сход выбирал представителей на волостной сход , там избирались выборщики, а затем уездный съезд выборщиков избирал депутатов (гласных) в уездное земское собрание. Председателями губернских и земских уездных собраний , в соответствии с законом, были предводители уездного и губернского дворянства.

Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета один губернский гласный на шесть уездных гласных. Поэтому в губернских земских собраниях преобладание дворян было еще большим: 74% гласных против 10% депутатов от крестьян. Губернские и уездные управы избирались на земских собраниях . Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской управы - министр внутренних дел. В исполнительных органах земств преобладание дворян было подавляющим: в уездах - 55%, а в губерниях - 89%.

Земства были лишены каких-либо политических функций , и сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Но даже такая куцая деятельность земств была поставлена под неусыпный контроль губернских и центральных органов государственной власти. Любое постановление земских собраний могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел. Не случайно многие политические деятели той поры, в частности М. Катков и В. Ульянов (Ленин) называли земства «пятым колесом в телеге русского государственного управления» .

б) Городская реформа 1870 г.

В июле 1862 г. Александр II поручил министру внутренних дел П. Валуеву приступить к разработке нового «Городового положения». С этой целью в 509 городах европейской части России были созданы особые комиссии, материалы которых легли в проект нового «Городового положения» , которое в 1864 г. было представлено императору. Сначала этот проект поступил на рассмотрение в Кодификационную комиссию, а затем, в марте 1866 г., он был внесен в Государственный Совет , где его рассматривали в течение нескольких лет. И только 16 июня 1870 г. проект «Городового положения» был утвержден Александром II и приобрел силу закона.

Рис. 4. Брянск в XIX веке ()

В соответствии с новым «Положением» в 509 городах Российской империи вводились новые всесословные распорядительные органы городского управления - городские думы , избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы в составе городского головы , его заместителя и нескольких членов. При этом городской голова являлся председателем как городской думы , так и городской управы. В крупных губернских городах городской голова утверждался министром внутренних дел, а в уездных городах - губернатором. Для контроля за городским управлением под председательством губернатора создавались губернские присутствия по городским делам.

Избирательным правом в органы городского самоуправления обладали только владельцы городской недвижимости, которые в зависимости от суммы совокупного налога были разделены не три курии. Каждая курия избирала одинаковое количество гласных, хотя их численность была чрезвычайно различна. Например, в Петербурге первую курию оставляли 275 избирателей, вторую курию - 850 избирателей и т. д.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: благоустройством городов, попечением о развитии городской промышленности, торговли, здравоохранения, образования и т.д. Тем не менее, городское самоуправление было поставлено под еще более жесткий контроль со стороны государственной власти. Помимо утверждения городского головы, министр внутренних дел и губернатор могли отменить любое решение городских дум.

Городские думы и управы не имели принудительных органов власти и для выполнения своих решений вынуждены были прибегать к помощи полиции, которая подчинялась градоначальникам и губернаторам, обладавших реальной властью в городах.

Позднее, в 1874-1877 гг. на тех же принципах было построено городское управление в 202 городах Малороссии, Белоруссии, Прибалтики и Закавказья.

Судебная реформа 1864 г.

Подготовка судебной реформы началась в октябре 1861 г. , когда Александр II поручил Государственной канцелярии приступить к разработке «Основных положений преобразования судебной части в России» . К подготовке этой реформы были привлечены крупные русские юристы, в том числе К.П. Победоносцев , Д.А. Ровинский , Н.И. Стояновский и граф Д.Н. Блудов , который после смерти М.М. Сперанского , с 1839 г. возглавлялII Отделение Императорской канцелярии. Однако самую значительную роль в подготовке судебной реформы сыграли статс-секретарь Государственного Совета С.И. Зарудный, министр юстиции Д.И. Замятин и председатель департамента законов Государственного Совета князь П.П. Гагарин.

После обсуждения проектов «Судебных уставов» в Государственном Совете , в сентябре 1862 г. они были разосланы для отзыва в российские и зарубежные университеты, а затем, после одобрения их Госсоветом , 20 ноября 1864 г. Александр II утвердил эти «Уставы» , среди которых важнейшими стали «Учреждения судебных установлений», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского делопроизводства» и «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».

В соответствии с новыми «Судебными уставами», в 44 губерниях Российской империи создавался бессословный, не зависимый от органов государственной власти суд, основанный на несменяемости судей и судебных следователей, равенстве всех сословий перед законом, состязательности и гласности судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвоката. Количество судебных инстанций было значительно сокращено, а их компетенция строго разграничена (рис. 5).

Рис. 5. В перерыве судебного заседания ()

Вся судебная система состояла из местных и общих судов:

Местные суды делились на: 1. Городские и уездные мировые суды , которые являлись судами I инстанции и создавались для рассмотрения мелких гражданских исков и мелких административных правонарушений. Мировой суд , который напрямую подчинялся Министерству юстиции , функционировал в составе мирового судьи , без присяжных заседателей и адвоката с упрощенным делопроизводством. 2. Уездный съезд мировых судей являлся судом II инстанции , который мог отменять все незаконные решения мирового судьи.

Общие суды состояли из Коренного суда, состоящего из двух инстанций - Окружного суда (суд I инстанции) и Судебной палаты (суд II инстанции). Окружной суд в составе председателя и двух членов действовал в каждом судебном округе и состоял из прокурора, его заместителей, судебных следователей и адвокатов. В составе Окружного суда были Общее присутствие и отделы по уголовным и гражданским делам. Окружному суду были подвластны все гражданские и все (за исключение особо тяжких) уголовные дела. Решения, принятые Окружным судом с участием присяжных заседателей , могли быть обжалованы только в кассационном порядке, т. е. в Сенате , а приговоры, принятые Окружным судом без участия присяжных заседателей, обжаловались в Судебной палате. Судебная палата в составе председателя, трех судей и трех сословных представителей (предводителя дворянства, городского головы и волостного старшины) функционировала в рамках нескольких судебных округов. В составе Судебной палаты были Общее присутствие и департаменты по уголовным и гражданским делам, которые рассматривали особо важные уголовные и почти все политические дела. Ее решения считались окончательными и могли быть обжалованы в кассационном порядке только в Сенате. Председатели и члены Судебных палат и Окружных судов утверждались лично императором. Ими могли быть только лица с высшим юридическим образованием и опытом работы не мене пяти лет.

Наиболее важные политические дела рассматривались Верховным уголовным судом , который не функционировал на постоянной основе и назначался лично царем в исключительных случаях . Таких случаев во второй половине XIX в. оказалось всего два, и оба они были связаны с покушением на Александра II - дело Д.В. Каракозова (1866) и дело А.К. Соловьева (1879).

Высшей судебной инстанцией для всех судов был Правительствующий Сенат (суд III инстанции) , в составе Особого присутствия и кассационных департаментов по уголовным и гражданским делам. Он мог отменять решения любого суда (кроме Верховного уголовного ), и, не рассматривая дел по существу, возвращать их на вторичное рассмотрение нижестоящим судам. Возглавлял Сенат генерал-прокурор, который одновременно являлся министром юстиции.

В соответствии с новыми «Судебными уставами», в России впервые создавался суд присяжных , которые принимали участие только в заседаниях Окружных судов и выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Конкретную меру наказания, при положительном вердикте присяжных, определяли только судьи.

Надзор за судами общей юрисдикции осуществляли обер-прокурор Сената, прокуроры и их заместители, которые входили в штат Министерства юстиции и подчинялись главе министерства, который одновременно являлся генерал-прокурором Сената. Одновременно с реформой прокуратуры был введен институт присяжных поверенных (адвокатура) , которые на равных с прокурорами участвовали в судебном процессе.

Военная реформа 1862-1874 гг.

Основными причинами, которые побудили правительство Александра II начать широкомасштабные военные реформы, были: 1. Поражение России в Крымской войне , которая обнажила всю порочность старой рекрутской системы комплектования войск и военно-техническую отсталость русской армии; 2. Огромные расходы государственного бюджета на содержание самой большой, двухмиллионной армии в мире; 3. Значительный рост экспансионистских настроений великих мировых держав и их перевооружение по последнему слову техники.

Рис. 6. Офицер русской армии 60 годов XIX в. ()

Еще в период Крымской войны , в июле 1855 г. , была создана «Комиссия для улучшения по военной части» , которую возглавил военный министр, генерал Ф.В. Редигер . Однако реальные военные реформы начались только в конце 1861 г. , когда на пост военного министра был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин.

В январе 1862 г. он представил Александру II программу военных преобразований, которая предусматривала значительное сокращение вооруженных сил в мирное время и создание мощного резерва на случай войны, коренную реорганизацию системы управления войсками и подготовки офицерского состава (рис. 6). После обсуждения этой программы в Государственном Совете началась ее постепенная реализация.

В 1863-1864 гг. была кардинально перестроена вся система военно-учебных заведений. Младший офицерский состав стал проходить общую военную подготовку в бывших кадетских корпусах, которые были преобразованы в военные гимназии . Средний офицерский состав получал профессиональное образование в военных училищах . А для преподавания специального военного образования (для кавалеристов, инженеров и артиллеристов) были созданы юнкерские училища. Старшие офицеры проходили переподготовку и обучение в высших учебных заведениях - Академии Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной, Военно-медицинской и Военно-юридической академиях . Одновременно с этим началось перевооружение русской армией новейшими видами стрелкового оружия и артиллерии. В частности, в 1864-1868 гг. на смену гладкоствольной винтовке образца 1810 г. приходит нарезная винтовка американского конструктора X . Бердана образца 1862 г. , которая считалась лучшим стрелковым оружием в мире.

В августе 1864 г. было издано «Положение о военных округах» , в соответствии с которым была кардинально перестроена вся система управления войсками на местах. Вся территория Российской империи была поделена на 15 военных округов во главе с командующими округами, которым непосредственно подчинялись вся военно-окружная администрация (штаб, совет, управление округа) и вся местная военная структура.

Затем, во второй половине 1860-х гг., началась реорганизация центрального военного управления. Во-первых, в 1866 г. на базе Главного управления Генерального штаба и департамента военной инспекции был создан Главный штаб, начальник которого, назначаемый лично императором, становился первым заместителем военного министра, в ведение которого передавались все вопросы оперативного управления войсками, их комплектование, дислокация и т. д. Во-вторых, в 1869 г. было издано «Положение о Военном министерстве» , в соответствии с которымв состав министерства вошли Императорская главная квартира, Императорская военно-походная канцелярия, Военный Совет, Главный штаб, канцелярия военного министра и т. д. Кроме того, полномочия военного министра значительно расширялись, и в его подчинение переходили все отрасли военного управления, которые прежде имели привилегированное значение и подчинялись непосредственно императору: гвардия, артиллерия и инженерные войска.

На рубеже 1860-1870-х гг. при активном участии Д. Милютина и видных военных теоретиков генералов М.И. Драгомирова, Н.Н. Обручева и Г.А. Леер а были внесены качественные изменения в военную теорию и созданы принципиально новые уставы, в частности «Дисциплинарный устав» (1869) и «Устав внутренней службы» (1871).

Все эти преобразования значительно повысили боевую готовность русской армии. Однакокоренная реорганизация военного дела могла быть осуществлена только при условии замены рекрутской системы комплектования армии всеобщей воинской повинностью. В 1870 г. генерал Д. Милютин представил Александру II доклад о введении всесословной воинской повинности, который получил высочайшее одобрение. Вскоре была создана специальная Комиссия для подготовки нового воинского устава, и в 1873 г. Д. Милютин внес проект «Устава о воинской повинности» на рассмотрение в Государственный Совет. Дискуссия вокруг этого проекта была крайне бурной. Самыми активными противниками введения всеобщей воинской повинности выступили генерал-губернатор Кавказа фельдмаршал А.И. Барятинский , шеф Отдельного Корпуса жандармов генерал П.А. Шувалов , обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой и даже министр иностранных дел, канцлер князь А.М. Горчаков . Однако Александр II , сознавая необходимость продолжения военных реформ, решительно поддержал генерала Д. Милютина и 1 января 1874 г. утвердил новый «Устав о воинской повинности» . В соответствии с этим Уставом все вооруженные силы России делились на четыре вида: регулярную армию и флот, иррегулярные (казачьи) войска, запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все православное мужское население, достигшее 21-летнего возраста , без различия сословий. Для сухопутных регулярных войск устанавливался шестилетний срок действительной воинской службы. Отслужившие этот срок увольнялись в девятилетний запас, по истечении которого зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота устанавливался семилетний срок действительной воинской службы и трехлетний срок пребывания в запасе.

Ведение всеобщей воинской повинности имело огромное значение для повышения боеспособности русской армии. Она позволила существенно сократить ее численностьдо 750 тысяч штыков и сабель и быстро отмобилизовать армию резервистами и ополченцами в случае начала войны.

Политическая реформа и ее крах

Первая робкая попытка модернизации политического режима в России была предпринята в конце 1861 г., Александр II поручил новому министру внутренних дел генералу П. Валуеву подготовить проект «Нового учреждения Государственного Совета» , в котором предполагалось создать выборную нижнюю палату - Съезд государственных гласных , состоящий из представителей губернских земств и городских дум. В феврале 1862 г. Александр II одобрил этот проект, и он был разослан на обсуждение в дворянские собрания. Однако в начале 1863 г. под давлением влиятельных консерваторов император отказался от реализации этого проекта, который, по утверждению ряда историков (В. Чернуха), превратил бы Госсовет в подобие двухпалатного парламента.

Затем идея народного представительства не раз поднималась в правительственных кругах, причем не только либералами, но и консерваторами, в частности Великим князем Константином Николаевичем (1866) , графом П. Шуваловым (1873) , государственным секретарем А. Половцевым (1877) и другими.

Последняя попытка ввести конституционное правление в России была предпринята в феврале 1880 г., когда после очередного покушения Александр II учредил «Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» , председателем которой был назначен генерал Михаил Тариелович Лорис-Меликов. Этой комиссии были даны чрезвычайные полномочия по борьбе с революционным движением и террористическими организациями в стране. Именно в недрах Верховной распорядительной Комиссии был подготовлен новый проект политической реформы - так называемая «Конституция Лорис-Меликова», после чего в августе 1880 г. она была распущена, а генерал М. Лорис-Меликов занял ключевые посты министра внутренних дел и шефа Отдельного Корпуса жандармов.

В январе 1881 г. М. Лорис-Меликов представил Александру II доклад, в котором подвел итоги деятельности Верховной распорядительной комиссии и изложил проект новой политической реформы. Согласно этому проекту, предполагалось: 1. Создать при Государственном Совете две подготовительных комиссии по финансовым и административным вопросам из представителей земств и городских дум, которые должны были разработать новые проекты земского и городового «Положений»; 2. Ввести в состав Государственного Совета 10-15 представителей земского и городского управления для рассмотрения, обсуждения и принятия этих законопроектов.

В середине февраля 1881 г. Александр II ободрил проект М. Лорис-Меликова и назначил на 4 марта совместное заседание Государственного Совета и Комитета Министров. Однако 1 марта 1881 г. царь-реформатор был убит террористами, и Россия навсегда потеряла исторический шанс стать конституционной монархией.

Список литературы по теме "Реформы 1860 - 1870-х гг.":

  1. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870-х гг. в России. - М., 1952.
  2. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. - М., 1964.
  3. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. - М., 1989.
  4. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. - М., 1993.
  5. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель6 жизнь и деяния Александра II. - М., 1994.
  6. Ляшенко Л.М. Александр II: победа и трагедия. - М., 2011.
  7. Толмачев Е.П. Александр II и его время. - М., 1998.
  8. Троицкий Н.А. История России XIX века. - М., 2003.
  9. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. - М., 1989.
  10. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. - М., 1978.
  1. «Скепсис» — научно-просветительский журнал ().
  2. Интернет-портал KM.ru ().
  3. Интернет-портал Radiolubite.narod.ru ().
  4. Интернет-портал РЕФ.РФ().
  5. Центральная Научная Библиотека ().

Билет

После отмены крепостного права в 1861 году (крестьянская реформа) потребовалось проведение целого ряда других преобразований, цель которых заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

Финансовая реформа 1861 (?) года.

Среди преобразований второй половины XIX века немаловажное место занимает финансовая реформа. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России - в частности, и финансы, совершенно расстроенные за время Крымской войны. Именно качественная перестройка системы финансов в России стала стержневой частью Великих реформ.

Некоторые даты:

В 1860 г. был учрежден единый Государственный банк России (вместо прежнего многообразия кредитных учреждений) и упорядочен государственный бюджет: впервые в стране начала публиковаться роспись доходов и расходов.

Важное место в финансовой реформе имело введение «Положения о питейном сборе от 4 июля 1861 года», которое упраздняло систему откупов, при которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.д. Положение вводило вольную продажу спиртных напитков (питей), включая пиво и мед, с взиманием акциза и питейного сбора. Акциз взимался с каждой посудины, содержащей вино или водку, а питейный сбор с винных складов и питейных учреждений, что регулировало поступление косвенных налогов в казну, а не в карманы откупщиков.

В 1863 г. были утверждены императором и с 1866 г. введены в действие, подготовленные той же Комиссией, «Правила о порядке поступления государственных доходов и производстве государственных расходов». В правилах впервые последовательно проводится принцип единства кассы. Все государственные доходы должны были сосредоточиваться в кассах Министерства финансов, т.е. в казначейских учреждениях, откуда и осуществлялась в соответствии с учрежденными в установленном порядке кредитами финансирование всех расходов казны.

В 1868 г. Департамент государственной экономии Государственного совета получил возможность составлять заключения по отчетам Минфина и Госконтроля об исполнении государственной росписи и контролировать деятельность этих учреждений.
Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении.

Предпосылки (для интересующихся): Поражение России в Крымской кампании и падение ее международного престижа стали одной из основных причин, толкнувших правительство на проведение реформы. Перед российским правительством встала неотложная задача - модернизировать вооруженные силы до уровня боеспособности передовых европейских армий. На это требовались деньги, и деньги очень большие: в обновлении нуждались не только вооруженные силы, но и экономика страны в целом. Задачу такого масштаба можно было решить только при условии форсирования строительства железных дорог, создания капиталистической кредитной системы, развития новых отраслей промышленности.


Однако правительство не располагало средствами для финансирования такого рода предприятий. Состояние российских финансов во второй половине 50-х годов было плачевным. В 1856 году расходы государства превышали доходы на 307 млн. рублей, ценность денежных знаков снизилась до 50 %, а половину своего дохода государство получало от продажи водки. «Теперь меня крайне озабочивает положение наших финансов, - писал в марте 1857 года Александр своему брату великому князю Константину Николаевичу, - оно таково, что нам надобно всеми средствами из него выйти.»

На исходе 1858 и в начале 1859 обнаружились уже все признаки банковского кризиса, выдвигавшие на очередь вопрос о коренном переустройстве действующей тогда банковской системы. Происходило катастрофическое уменьшение наличности в государственных кредитных учреждениях – со 150 млн. до 13 млн. рублей. Это могло полностью парализовать финансовую систему империи. Кризис банков был следствием порочной финансовой политики предыдущих правительств, создавших благоприятные условия для затрат помещиков: банки ссужали последним деньги под залог «крепостных душ». В 1858 году помещики, почувствовав неладное, бросились изымать свои денежные средства из банков, чем значительно подорвали их кредитоспособность. Правительство срочно приняло меры: выдачу денежных ссуд помещикам приостановили, а для того, чтобы вернуть уже изъятые из банков деньги, стали продавать помещикам специально выпущенные ценные бумаги, которые обеспечивали 5 % годового дохода в течение 40 последующих лет. Банковский кризис удалось ослабить.

Собственно финансовая реформа. Реформа банковской системы, изменение принципов финансовой политики связаны с именами М.Х.Рейтерна – министра финансов, Е.И.Ламанского, В.А. Татаринова – государственного финансового контролера и Н.А.Милютина, вошедшего в комиссию по банковской реформе. В проведении нового финансового курса все они руководствовались здравым смыслом и точным расчетом. Главная особенность этого курса – активное вмешательство государства в экономику страны.

С 60-х годов 19 в. правительство стало информировать общество о состоянии государственного бюджета, а такие сведения раньше считались чуть ли не государственной тайной. Были уменьшены некоторые государственные расходы, созданы специальные акционерные общества, субсидировавшие строительство железных дорог и облегчившие финансовые обязательства государства.

Таким образом, в российскую экономику не допускалось вмешательство зарубежных капиталистов. Благодаря экономической и финансовой политике, проводимой правительством в годы Великих реформ, в России начал складываться государственный капитализм.

Но была и другая сторона у взятого правительством внутриполитического курса: финансовый кризис 1858-1859 стал настоящим бичом крестьянской реформы. Банк наживался благодаря поступавшим от крестьян платежам за полевые наделы. Выкупная операция очень быстро возвратила Государственному банку долги помещиков.

Все финансовые издержки правительства покрывались за счет крестьянских платежей. В Российской империи быстро нашли источник компенсации государственных расходов – долготерпеливое русское крестьянство. Правительство не потратило ни копейки на проведение Великих реформ.

Итог: После этих реформ финансовая политика царизма стала более рациональной, но сохранила общую сословную направленность. Крестьяне, мещане и ремесленники продолжали выплачивать феодальную подушную подать, которую ввел еще Петр I и от которой привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество) были освобождены, а крестьяне, кроме того, задыхались от оброчных и выкупных платежей государству. Государственный бюджет, как и прежде, строился в интересах защиты «верхов» от «низов»: больше 50% расходов шло на содержание армии и государственного аппарата и лишь 9% - на народное образование, медицину, социальное попечение.

Финансовая реформа дала стране единый государственный бюджет, планированием которого ведало Министерство финансов. Госконтроль следил за правильным расходованием бюджетных средств.

Реформа местного самоуправления: Земская реформа 1864 года.

К началу 60х годов прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. К тому же отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.

Одной из причин проведения реформы местного самоуправления было желание возместить для дворян – хотя бы частично – утрату прежней власти.

Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось также на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества «от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными полезными делами.

Проект разработала комиссия во главе с Милютиным. Основные принципы – выборность и бессословность . «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» Александр 2 утвердил 1 января 1864 года после обсуждения проекта в дворянских собраниях. Основные положения земской реформы:

· ВВЕДЕНИЕ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ→

· →земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы (управы)

· круг вопросов земств был ограничен местными делами: они занимались местным хозяйством, развитием местной торговли и промышленности, здравоохранением, строительством дорог, мостов, народным образованием

· земства были выборными и всесословными (все выбирались, правом голоса обладали только мужчины). Гласные (т.е. депутаты) выбирались раз в 3 года из числа местных землевладельцев, крестьян и горожан. Из земства – уездное земское собрание – оттуда – в губернское земское собрание. Решения этих собраний исполняли уездные и губернские управы

· земства не имели никакой политической силы и находились под контролем губернаторов (губернатор следил за законностью деятельности земств)

· избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были косвенными (многоступенчатыми) и неравными)

Избиратели делились на три курии (разряда):

ü землевладельцы

ü городские избиратели (купцы, владельцы предприятий и торговых заведений)

ü выборные от сельских крестьянских обществ; многоступенчатые выборы: сельские сходы →волостные сходы→ выборщики→ уездные органы→ губернские.

Материальной основой деятельности земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество.

Земская реформа распространялась не по всей территории России. Она не действовала на территории Сибири, Литвы, Белоруссии, Польши, Правобережной Украины, Кавказа, Средней Азии и Казахстана, а также не затрагивала Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую области, где дворянство было в основном нерусским, дворянское землевладение не было развито или совсем отсутствовало.

Итог : несмотря на ограниченность реформы и недостатки (непоследовательно выдержан принцип всесословности; распределение по куриям давало преимущество дворянам; круг вопросов был ограничен), земства приносили большую пользу на местах . В результате появились земские школы, больницы, сложилась сельская интеллигенция : земские врачи, учителя, агрономы; земства подняли уровень образования, здравоохранения, улучшили дорожную сеть; улучшили положение широких народных масс.

Либералы радовались. Создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления . Земства быстро превратились в «рассадник» либеральных идей и проектов.

И все же воплощение реформ в жизнь происходило очень сложно. В 1867 году консерваторам удалось существенно ограничить права земств. С одной стороны, были расширены властные полномочия председателей земских собраний (предводителей дворянства), а с другой – усиливался контроль за их деятельностью со стороны правительственных органов. Была ограничена гласность земских собраний, стеснено печатание земских отчетов и докладов.

Реформа местного самоуправления: Городская реформа 1870 года.

(финансовые реформы 1860-х гг.) - комплекс мер, направленных на реформирование существующей финансовой системы, чтобы сделать ее более эффективной и соответствующей новому типу экономики.

Предпосылки проведения финансовых реформ

Проведенная в 1861 г. крестьянская реформа освободила крестьян от зависимости и создала новый тип экономики, который остро нуждался в финансовой поддержке со стороны государства. Прежде всего необходимо было огромное количество средств на обеспечение выкупных операций (крестьяне при раскрепощении получали землю, которую необходимо выкупить у помещиков). Для того чтобы обеспечить бесперебойное проведение выкупов земли, нужны были огромные кредиты, а Россия не обладала достаточными запасами золота и валюты, чтобы все это обеспечить. Страна находилась в состоянии кризиса. Кроме того, в деньгах постоянно нуждалась транспортная система, так как индустриализация шла очень быстро и нужно было создавать пути сообщения между регионами. Дефицит бюджета рос с каждым днем, выпуск новых банкнот привел лишь к тому, что произошло серьезное ослабление валюты. Кризис развивался.

В 1860 г. для проведения крестьянской реформы был создан Государственный банк, который осуществлял выкупные операции благодаря огромному государственному займу. Крестьянин получал от банка крупную ссуду на 49 лет, чтобы выкупиться у помещика. Возврат полученных денег шел слишком медленно, чтобы поддержать экономику. Возрос еще и внутренний долг страны.

Государство и император понимали, что без срочного проведения финансовых реформ страна может надолго увязнуть в серьезном экономическом кризисе.

Главным идеологом новых реформ стал В.А. Татаринов, который и создал проект государственных преобразований, призванных поддержать экономику. Основная суть реформы заключалась в том, чтобы полностью переделать систему управления финансами в России, упорядочить ее работу и тем самым сделать более эффективной. До проведения реформ в системе управления финансами царил хаос, деньги постоянно куда-то исчезали, были огромные хищения и злоупотребления полномочиями, царил хозяйственный произвол. Ознакомившись с законопроектами ведущих мировых держав, Татаринов разработал новый законопроект.

Проведение реформы началось 22 мая 1862 г., когда были введены новые правила о составлении финансовых государственных смет. Чтобы избежать хищений и контролировать расход средств, все государственные ведомства отныне должны были составлять сметы, в которых подробно расписывали, на что расходуются поступающие деньги. Общая же смета государственных расходов составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась государственным советом и императором. После утверждения смета принимала статус государственного закона и публиковалась для общего обозрения.

В 1864-1868 гг. все доходы государства сосредоточились в новом органе - государственном казначействе, которое подчинялось Министерству финансов. Из касс казначейства средства поступали в различные государственные учреждения согласно заранее прописанным сметам и кассовым расписаниям.

Благодаря новой системе удалось навести порядок в работе финансовых организаций, полностью контролировать передвижение средств - деньги больше не терялись в недрах министерств и не попадали в карманы чиновников. Отчет обо всех операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 г. были созданы органы местного финансового самоуправления - контрольные палаты.

Изменилась и торговля. Были введены акцизные марки сначала на алкоголь, а затем и на табак, заменяющие использовавшиеся ранее откупы. Для выдачи акциз были созданы специальные акцизные управления. Это также помогло снизить коррупцию.

Система налогообложения делилась на две части - косвенные налоги (неокладные сборы) и прямые налоги (окладные сборы).

Созданная Татариновым система дала отличные результаты, однако немаловажным было и то, что во время проведения реформы были уволены многие министры и чиновники. Император заменил их новыми, более лояльными и честными, по его мнению, людьми, которые могли бы существовать в новой системе.

Итоги и значение финансовых реформ

Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.

К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

И предпринятая правительством Александра II выкупная операция (§159) заставляли правительство выходить из рамок обыкновенного бюджета. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов; требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации (§151). Перед правительством становилась задача – упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Александром II были предприняты некоторые финансовые реформы (1863). Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение. Введено было «единство кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль (§143). Таким образом достигнута была большая правильность финансового управления и установлен больший порядок в ведении государственного хозяйства. Но равновесие бюджета достигнуто не было.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших у нас со времени Екатерины II . Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали у правительства («откупали») право продажи вина в известном округе за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II, вино могло продавать всякое частное лицо; но все вино, поступавшее в продажу, облагалось «акцизом» (особым налогом в пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак и соль (также сахар). Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог . Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. Несмотря на то, что к железнодорожному строительству устремилось много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени и оказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почти также увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно умножилось. Явились кредитные учреждения – банки, во главе которых стал государственный банк (1860). Россия начала терять характер патриархального земледельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.