К сожалению множества автолюбителей, центральное , расположенных далеко от дома, технологиями не предусмотрено. В холодное время года температура в помещении становится, мягко говоря, не комфортной, а в сильные морозы - попросту невыносимой. Стандартный электрический с проблемой практически не справляется: счета за электроэнергию растут, а количество тепла остается почти неизменным. Выход из ситуации - сделать печь для гаража своими руками.

Гараж - место специфическое. Это помещение с ограниченным пространством, в котором автовладелец порой проводит очень много времени. Поэтому к устройству печки для гаража предъявляются такие требования:

  • компактные размеры;
  • возможность использования твердого или жидкого топлива;
  • способность быстро разогреваться;
  • способность длительно поддерживать высокую температуру в помещении;
  • простая конструкция;
  • относительно невысокая цена материалов;
  • удобство в эксплуатации и обслуживании.

Проверку на соответствие этим требованиям выдерживает небольшая печь из огнеупорного кирпича, некоторые разновидности буржуек, а также агрегаты, в которых используют отработанные материалы.

Планируя изготовление печки в гараж своими руками, не стоит забывать о вопросах безопасности. Отопительное оборудование не должно заметно снижать количество кислорода в помещении и выделять при нагреве опасные вещества. Кроме того, следует предотвратить возможность возгорания окружающих печку материалов.

Вариант #1 - надежный и эффективный кирпич

Кирпичные печи в гаражах встречаются не часто, поскольку вариант это достаточно трудоемкий. Такое устройство занимает небольшую площадь, примерно 2Х2,5 кирпича. Для кладки берут огнеупорный кирпич, а также замешивают раствор из песка, огнеупорной глины и шамотного порошка.

При изготовлении кирпичной печи для гаража используют специальный шамотный кирпич, а во время замешивания раствора рекомендуется добавлять шамотный порошок

Для топочной камеры используют шамотный кирпич на уровне второго, третьего и четвертого рядов кирпичной кладки. Высота такой кирпичной печи обычно равна девяти кирпичам. Для отвода печных газов устраивают кирпичный дымоход, в который вставляют гильзу из нержавеющей стали. Выводят дымоход, как правило, через крышу.

Начинающим строителям, решившим возвести в гараже кирпичную печку, следует обсудить нюансы проекта с опытным печником - ведь это целая наука, достойная отдельной профессии. Если при работе будут допущены значительные огрехи, кладку придется разрушить и полностью переделать.

Кирпичные печи широко используются не только для отопления гаража, но и для обеспечения теплом домов. Сложить их можно самостоятельно. На нашем сайте представлены подробные инструкции и статьи, посвящённые этой теме. Например, эта: .

Вариант #2 - самодельная буржуйка

Изготовить печь своими руками для гаража проще всего из металла, т. е. сделать обычную буржуйку. Для этого используют листовой металл, металлическую трубу или бочку. Из металлического листа проще сделать агрегат кубической формы, а из трубы или бочки, разумеется, получится цилиндрическая буржуйка. Толщина металла в любом случае должна быть не менее 5 мм. Подходящая для изготовления буржуйки металлическая труба должна быть достаточно широкой, не менее 300 мм диаметром.

Чтобы сделать буржуйку для гаража своими руками, понадобится листовой металл или подходящая по размеру металлическая емкость, а также уголок, трубы и другие материалы

Вывод дымоходной трубы предпочтительнее организовать сверху, однако иногда это удобнее делать с задней стенки. В последнем случае необходимо позаботиться, чтобы уклон дымохода составлял не менее 30 градусов. Для эффективного отвода отработанных газов предпочтительно использовать металлическую трубу диаметром 120 мм и более. На первых метрах дымоходная труба должна быть достаточно толстой - 2-3 мм. Более тонкий материал при постоянном нагревании быстро прогорит.

Непосредственно под топкой следует организовать место для вывода золы. Для этого используют горизонтальную металлическую пластину с прорезями. Размеры прорезей зависят от размеров буржуйки и вида топлива. Для небольшой печки, работающей на угле и мелких дровах размеры прорезей должны составлять 10-12 мм, а для большой дровяной печи следует сделать прорези не менее 40 мм.

Под перегородкой устанавливают съемный ящик, который периодически вычищают по мере накапливания золы. Для ящика используют трехмиллиметровую листовую сталь. Чтобы повысить КПД буржуйки, перпендикулярно к ее бокам приваривают металлические пластины толщиной 5 мм. Таким образом увеличивается площадь соприкосновения воздуха с обогревающим агрегатом и помещение нагревается быстрее.

Подробную инструкцию по монтажу печи-буржуйки для дачи и гаража вы найдёте в нашей следующей статье: .

При раскрое листового металла следует учитывать толщину собственно материала, а также толщину диска болгарки. Интересный вариант изготовления буржуйки из газовых баллонов представлен в видеоматериале:

Вариант #3 - печка на отработанном масле

Дрова и уголь доступны не везде, а вот некоторым количеством отработанного машинного масла обладает каждый автолюбитель. Поэтому агрегат, в котором используется такое масло, очень популярен. Хотя его конструкция несколько сложнее, чем у буржуйки, можно без проблем изготовить такую печку для гаража своими руками.

Печь на отработке для гаража состоит из двух отделов, в первом из которых сгорает отработанное масло, а второй предназначен для горения образовавшихся газов, смешанных с воздухом

Печь на отработке представляет собой Н-образное устройство, состоящее из:

  • топливного бака;
  • камеры дожигания;
  • температурной камеры;
  • дымохода.

Пары, образующиеся при сгорании основного топлива, поступают в следующую камеру и смешиваются в ней с воздухом. Здесь происходит дополнительное горение при очень высокой температуре, что обеспечивает высокую эффективность работы устройства.

Изготавливают печь на отработанном масле из листового металла. Для нижнего бака можно использовать готовый металлический ящик, к которому следует приварить ножки. В нем необходимо сделать отверстие с металлической заслонкой. В него подают топливо, а заслонкой регулируют подачу первичного воздуха.

Верхняя камера имеет цилиндрическую форму. Она соединена с баком металлической трубой, в которой сделаны отверстия диаметром 10 мм для поступления вторичного воздуха. Дымоход в такой печке следует устанавливать исключительно сверху.

В такой печи можно использовать самые разные виды отработки: соляровое масло, трансмиссионное, нефтяное, трансформаторное, а также керосин, дизтопливо, мазут и т. п. Однако применение таких легковоспламеняющихся веществ, как ацетон, бензин или растворители недопустимо, хотя небольшое количество бензина можно использовать при розжиге печи.

Подробнее про такой вариант печи у нас написано в статье:

Вариант #4 - дровяная печь длительного горения

Особенность печи длительного горения в том, что дрова в нее не нужно подкладывать в течение 10-15 и даже 20 часов. Достигается такой результат с помощью полной загрузки топливом и специальной заслонки. Тяга в печи становится умеренной, после чего дрова не горят, а скорее медленно тлеют. Интенсивность горения регулируется с помощью продуха.

В печи длительного горения дрова не горят, а тлеют, что позволяет обогревать гараж в течение 10-20 часов, не добавляя дрова в топку

Для изготовления печи длительного горения рекомендуется использовать уже готовую металлическую бочку объемом 200 литров. Верхнюю часть бочки срезают и делают в ней отверстие под дымоходную трубу. Кроме того, следует сделать отверстие для 100-миллиметровой трубы, через которую будет поступать воздух. Чтобы обеспечить эффективную тягу и полное удаление продуктов сгорания топлива, диаметр дымохода печи длительного сгорания должен быть не менее 150 мм.

Затем изготавливают груз. Это круг, вырезанный из листового металла, к которому приваривают пару кусков швеллера. Размеры круга должны позволять ему свободно двигаться внутри бочки. Затем вырезают отверстие, к которому приваривается отрезок 100-миллиметровой трубы. В качестве альтернативы бочке можно использовать достаточно длинный отрезок металлической трубы большого диаметра. Чтобы сделать дно, к краю трубы можно приварить не круглый, а квадратный кусок металла, чтобы сделать конструкцию более устойчивой.

Груз вставляют в бочку, а сверху ее накрывают крышкой. При этом труба для подачи воздуха вставляется в вырезанное для нее отверстие. Остается вырезать два люка: для подачи в печь дров и для удаления золы. Люки закрывают металлическими крышками. Готовую печь длительного горения обычно устанавливают на специальный кирпичный фундамент.

Самый простой и удобный путь обогреть зимой гараж – это поставить какой-нибудь электрический обогреватель. Многие автолюбители так и делают, но им приходится потом сталкиваться со счетами за электроэнергию, что несопоставимы с полученным теплом из-за высокого тарифа. С другой стороны, печка для гаража на дровах или отработке не столь комфортна в эксплуатации, но уж точно обойдется дешевле. В данном материале будет изложено, как сэкономить еще больше и изготовить такую печку самостоятельно.

Дровяная печь

Требований к подобным печкам совсем немного:

  • чтоб хорошо выделяла тепло;
  • была пригодна для сжигания любой древесины;
  • поместилась на выделенном для нее пятачке.

Поскольку простые печи для гаража не особо нуждаются в эстетике, то обычно домашние мастера их сваривают из того, что попадется под руку либо найдется на металлоломе. Так что форма корпуса может быть произвольной, нашел кусок большой трубы – печка будет круглой, попался листовой металл – сделаем прямоугольную. По большому счету, это не имеет большого значения, гораздо важнее сама конструкция.

На просторах интернета полно чертежей разных печек, но все они производные от традиционной металлической буржуйки. Корпус отопителя можно ориентировать в горизонтальной или вертикальной плоскости, на эффективность работы это почти не оказывает влияния. Дело в том, что вертикальная самодельная печь для гаража, сделанная своими руками, занимает меньше места. В то время как в горизонтальную помещаются длинные поленья и с одной загрузки горит она дольше. Выбирайте, какой вариант вам больше по вкусу.

В традиционных буржуйках колосниковой решетки нет, эта печь является подовой. Дымоход же располагается в задней части и подводится сверху, как показано на чертеже:

В гараже, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости и масла, отсутствие зольника – не лучший вариант. При очистке пода горячие угли могут рассыпаться, неудобство для выполнения процедуры налицо. По этой причине простая печка на дровах получила колосники, зольник и дверцу для очистки, а то и выдвижной ящик. Что касается трубы, то ее варят в обычном месте либо на задней стенке.

А вот усовершенствованная двухходовая буржуйка имеет трубу в передней части. Конструкция печи способствует повышенной теплоотдаче, поскольку дымовые газы внутри нее делают два хода в разных направлениях, интенсивно обмениваясь теплом с металлическими стенками.

Последний ход газов завершается у лицевой стенки, поэтому и труба спереди. Подобная печь в гараж весьма эффективна, изготовить ее можно по чертежу, представленному выше:

Дополнительно повысить теплоотдачу поможет увеличение поверхности обмена. Мастера-умельцы давно решили этот вопрос, приваривая к корпусу ребра из полосовой стали толщиной 4-5 мм, как показано на фото:

Не вдаваясь в подробности и описание производства сварочных работ, дадим несколько общих рекомендаций:

  • старайтесь брать металл потолще, если возможно, то 4-5 мм. Тогда дровяная печь прослужит дольше;
  • при креплении дымохода сверху стенку лучше усилить, этот стык прогорает чаще всего;
  • наружные ребра заметно улучшают обмен теплом, их можно приварить к любой печке;
  • внутри можно установить хотя бы одну перегородку, как у двухходовой печи;
  • лучше в колосниковой решетке сделать много мелких отверстий, чем большие дырки, куда будут просыпаться не догоревшие угли.

Печь на отработанном масле

Самая простая печка для гаража, работающая на отработанном масле, хорошо известна всем. И, хотя ее чертеж нетрудно отыскать в рунете, мы на всякий случай представим его еще раз:

Как видите, в изготовлении такой отопитель несложен, а вот при эксплуатации есть нюансы. Главный враг подобных печек – вода, в силу разных обстоятельств попавшая в отработанное масло. Совсем небольшое ее количество вызывает сильные хлопки в перфорированном дожигателе (вертикальной трубе с дырками), что может привести к пожару. Выходит, что перед употреблением топливо нужно отстаивать, чтобы отделить воду.

Важно. Любая печь на отработке, как и на дровах, требует для стабильной работы дымохода с хорошей тягой, поэтому его рекомендуется поднимать на высоту не менее 4 м.

Второй недостаток отопителя – едкий запах на стадии розжига и разогрева. В остальном использование чудо-печи, как ее называют на специализированных форумах, особых нареканий не вызывает. Греет она вполне прилично. Но на тех же форумах мастера-умельцы давно предложили более надежную и эффективную конструкцию. И не такую пожароопасную. Принцип, по которому функционирует такая масляная печка, показан на рисунке:

Топливо сгорает в металлической чаше, расположенной на дне вертикально стоящей трубы (или газового баллона). В чашу оно подается каплями из дозирующего устройства. Благодаря такой схеме при необходимости печь на жидком топливе может сжигать и дизельное топливо, надо лишь настроить подачу воздуха и дозировку. Часть паров масла догорает внутри вертикальной перфорированной трубы – дожигателя при подаче вторичного воздуха. Устройство печи показано на чертеже:

В качестве корпуса можно применить толстостенную стальную трубу или баллон из-под пропана. Сортамент остального металла указан на чертеже, перечислять его еще раз мы не будем. Вместо этого заострим внимание на способе подачи воздуха, он может быть двух видов:

  • естественный, за счет тяги дымохода;
  • принудительное нагнетание вентилятором.

Самодельная капельная печка из трубы может работать и на малой тяге, если нет никакой возможности поднять дымоход повыше. Этому способствует установка вентилятора, нагнетающего воздух внутрь дожигателя. Тогда, заглянув в работающую печь сверху, можем наблюдать такую картину:

Способ считается более эффективным и вполне надежным, проверенным не одним владельцем гаража. При желании такая дизельная печка заключается в водяную рубашку, превращаясь в водогрейный котел. Это позволит устроить в гараже радиаторное отопление и значительно повысить комфорт при длительном пребывании в помещении зимой. Предостережение к масляным отопителям такое же, как и к дровяным: если в непосредственной близости находится высотный жилой дом, то придется вернуться к мысли об отоплении электричеством.

Самостоятельная установка печки в гараже должна выполняться по определенным правилам. Во-первых, нужно обеспечить работоспособность нагревателя, а во-вторых, принять меры по пожарной безопасности. Что касается первого момента, то он касается правильного монтажа дымохода, обязанного создать нормальную тягу. Здесь рекомендации следующие:

  • высота трубы – не менее 4 м, считая от колосниковой решетки;
  • поворотов – не более 3, при этом избегайте установки колен 90º, старайтесь применять 45 или 30º;
  • если есть горизонтальный участок, то его длина – не больше 1 м;
  • участок трубы на улице лучше утеплить базальтовой ватой, чтобы не допустить образования конденсата;
  • прикрепите дымоход к стене, чтобы он не нагружал тело печи.

Во время монтажа дровяной или масляной печи своими руками соблюдайте противопожарные требования. Вот их перечень:

  • на полы под печью уложите лист металла, выступающий со стороны дверцы на 1 м;
  • сгораемые конструкции стен около печки надо защитить экранами из металла или кирпича;
  • проходя дымоходом деревянное перекрытие, обеспечьте зазор между ним и трубой 250 мм, заполнив его базальтовым волокном;
  • дабы защитить газоход от задувания ветром, установите на него дефлектор или специальную насадку;
  • в гараже должна функционировать естественная приточно-вытяжная вентиляция.

Заключение

По сравнению с электрическим печное отопление гаража куда экономнее, а подчас и эффективнее. Но в монтаже и эксплуатации масляных и твердотопливных отопителей есть свои особенности, которые надо учитывать. Сделать печки своими руками не представит большой сложности для человека, владеющего необходимыми навыками. В крайнем случае изготовление можно поручить знакомому мастеру, выбрав подходящую конструкцию.

Выбор способа обогрева гаражного помещения зависит от следующих факторов:

  • длительность пребывания хозяев зимой;
  • стоимость оборудования;
  • доступность энергоносителей, цена;
  • удобство использования.

Предлагаем рассмотреть различные варианты решения вопроса и разобраться, как сделать самое экономное и эффективное отопление гаража своими руками.

Чем лучше топить или выбор энергоносителя

В 99% случаев к гаражным постройкам не подведены централизованные тепловые сети либо магистральный газ, поэтому владельцам приходится выбирать автономные способы обогрева. Для отопления гаража можно использовать 4 группы энергоносителей:

  • различные виды твердого топлива – дрова, уголь, брикеты, сельскохозяйственные и другие горючие отходы;
  • солярка, отработанное масло;
  • электроэнергия;
  • сжиженный газ в баллонах.

Совет. Когда станете подбирать вариант обогрева гаража в зимнее время, учтите важную закономерность: чем дороже энергоноситель, тем проще и дешевле организовать отопление, удобное в эксплуатации. И наоборот, дешевое либо бесплатное топливо в виде отходов и мусора принесет немало хлопот – трудозатрат и первичных финансовых вложений.

Сжигание твердого топлива

Древесина и различные отходы – самое дешевое горючее для отопления, а в некоторых случаях оно достается и вовсе бесплатно. В южных регионах, не богатых лесами, широко применяется другой вид топлива – мелкие агропромышленные отходы.

Для справки. Сельскохозяйственный мусор состоит из мелких частиц, отсеянных от зерновых культур на току. Это кусочки стеблей, измельченные комбайном сорняки, солома и прочие отходы. Цена энергоносителя очень привлекательна и стартует от 20 у. е. за 1 тонну.


После очистки зерновых остаются отходы, используемые для отопления

Если вы решили в зимнее время отапливать гараж твердым топливом, приготовьтесь решать такие вопросы:


Выигрыш – в деньгах и отличном обогреве помещения любых размеров, проигрышные моменты перечислены выше. Прибавьте сюда время на растопку и прогрев (0.5-1 час). Отсюда вывод: дешевый обогрев твердым топливом подойдет хозяевам гаражей и боксов, пребывающих там ежедневно 4-6 часов и более.

Использование отработки и солярки

Обогревать бокс или гараж дизельным топливом, купленным на заправочной станции, дорого и крайне невыгодно. Исключительный вариант – отопление небольшого участка помещения, где производятся работы, с помощью переносного обогревателя, чьи характеристики описаны .

Масляная отработка – более экономичный в финансовом плане энергоноситель, хотя и не самый дешевый. Данный вариант можно рассматривать всерьез, когда отработанные масла удается получать по сниженной цене. Какие здесь особенности и подводные камни:

Примечание. В силу дешевизны и простоты особую популярность приобрели масляные чудо-печки, показанные на фото. Они имеют свойство стрелять пламенем, когда в горючем содержится малая толика воды либо антифриза, отчего возникает пожар.

Плюсы применения отработки – высокая теплоотдача, быстрый розжиг и прогрев гаражного бокса, удобство в эксплуатации (масло долить проще, чем рубить и таскать дрова). Вывод следующий: если горючее достается недорого, либо вы проводите в гараже немного времени, то жидкое топливо – подходящий вариант. Начальные вложения сопоставимы с дровяным отоплением.

При использовании солярки стоит рассмотреть вариант дизельного воздушного отопителя заводского изготовления типа «Планар», показанного на фото. При расходе горючего 250 мл за 1 час агрегат развивает теплоотдачу до 2 кВт. Есть обогреватели и помощнее – на 3 и 4 кВт с потреблением дизеля 0.37 и 0.5 л/ч соответственно. Цена – в пределах 330 у. е.


Автономные воздушные отопители на солярке, предназначенные для автомобилей

Обогрев электричеством

Отопление с помощью электроэнергии – самый комфортный и дешевый вариант с точки зрения первоначальных вложений. Зато в процессе эксплуатации придется платить по полному тарифу – двухзонный счетчик ставить бессмысленно, вы же не собираетесь работать в гараже по ночам.

Перечислим все плюсы электрообогрева:


Минусов всего два, но – критических: цена электроэнергии и ограничение лимита потребляемой мощности, не позволяющего установить эффективный источник тепла. Например, если в договоре с управляющей компанией указана цифра 3 кВт, то ставится конвектор всего на 2 кВт, не способный нормально нагреть гараж в зимнее время.

Для справки. Иногда автолюбители применяют в боксах самодельные «козлы» и тепловентиляторы, невзирая на ограничение. Почему так делать нельзя: возникает опасность возгорания проводки, падает напряжение у соседей, а в случае проверки сотрудниками электросетей вас ожидает крупный штраф либо отключение.

Электроотопление – вариант для кратковременного пребывания в гараже. Пришли – включили отопитель – сделали за 1-2 часа намеченную работу – отключили обогрев и ушли. Если же вы превратили помещение в мастерскую, где проводите рабочее время, то придется платить значительные суммы за расход электроэнергии.


Стандартный настенный конвектор нагревает воздух в комнате значительно медленнее тепловентилятора

Газовое отопление

Данный способ обогрева помещения под хранение автомобиля приемлем для жителей Российской Федерации, где розничная цена сжиженного газа достаточно низкая. Украинцам топить гаражи пропаном выйдет слишком дорого.

Автономное отопление от газовых баллонов столь же безопасно и комфортно, как электрическое. Причем в РФ стоимость энергоносителя ниже. Но здесь кроется ряд подводных камней:


Если сложить финансовые затраты, проблемы организации подобного отопления и дозаправку баллонов, то негативные моменты перекроют часть позитива от удобств эксплуатации.

Сравнение стоимости 1 кВт теплоты, получаемой от различных энергоносителей в условиях России и Украины, опубликовано .

Как организовать воздушный обогрев

Этот способ отопления подразумевает прямой подогрев воздуха в гаражном помещении от выбранного источника тепла. Таковым может выступать любой из перечисленных агрегатов:

  • буржуйка на твердом топливе;
  • печь – капельница на отработке;
  • электрический обогреватель – конвектор, масляный радиатор либо тепловая пушка;
  • газовый конвектор.

Примечание. Мы сознательно не включаем в список отопительные агрегаты, выделяющие продукты горения прямо в помещение, - дизельные печурки типа «Саво», тепловые пушки прямого действия и газовые инфракрасные обогреватели. Просмотрите любой форум автомобильной тематики и убедитесь, что пользователи в отзывах жалуются на головные боли и плохое самочувствие от вдыхания отработанных газов.


Подобные обогреватели выбрасывают продукты сжигания солярки прямо в помещение

Установка печи на дровах и отработке

Прямой нагрев воздуха в гараже путем сжигания дешевого топлива – дров и разнообразных отходов – самый экономичный способ отопления. Но организовать его надо с умом, иначе отопитель станет греть один угол помещения, а противоположный так и останется холодным. Понятно, что печь не установишь посреди комнаты, значит, вопрос распределения тепла нужно решать иначе.

Чтобы сделать эффективное воздушное отопление гаража или бокса своими руками с применением дровяной печки, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  1. Закажите, купите или самостоятельно изготовьте экономичную буржуйку, а не просто железную коробку с трубой. Примеры печей с чертежами, схемами и инструкциями по сборке вы найдете .
  2. Площадь теплообменной поверхности стенок отопителя должен соответствовать габаритам помещения. Расчет такой: чтобы подкидывать поленья с интервалом в 3-4 часа и равномерно прогревать гараж 20 м², площадь греющей поверхности должна составлять 1 м².

    К корпусу печи приварены конвекционные ребра, увеличивающие площадь поверхности и улучшающие теплоотдачу

  3. В расчет не принимается часть корпуса вокруг зольника (она слабо нагревается). Зато учитывается площадь конвективных ребер, приваренных к стенкам снаружи.
  4. Установите буржуйку в выбранном месте и обязательно организуйте обдув корпуса любым вентилятором – бытовым, для вытяжек или компьютерным кулером. Благодаря принудительному движению воздуха тепло эффективнее отбирается у стенок топки и равномернее распределяется по боксу.

    Варианты обдува дровяной печки вентилятором

  5. Перед выпуском на улицу дымоход проложите горизонтально вдоль стены, так он отдаст больше тепла в помещение.
  6. Дымоходную трубу поднимите на высоту 5 м, считая от колосниковой решетки, и снабдите ее шибером для регулировки тяги. В нижней части предусмотрите конденсатосборник, колпак прилаживайте на свое усмотрение.

    Проложенная горизонтально дымовая труба позволяет увеличить площадь теплообменной поверхности и улучшить обогрев помещения

Примечание. Расчет площади теплообменной поверхности печки взят из практического опыта нашего эксперта Виталия Дашко. Вычисление корректно для гаражей высотой не более 3 м.

Существуют конструкции самодельных печек, рассчитанные на воздушное отопление мастерских, гаражей и прочих хозяйственных построек. Ниже представлена схема буржуйки, изготовленной из газового баллона и оснащенной отдельной камерой нагрева, сквозь которую вентилятором продувается воздух. При необходимости через теплообменник можно прогнать и воду.

Совет. Если вы недавно заменили в доме напольный газовый котел, не спешите его выбрасывать. Отвезите старый агрегат в гараж, подключите к дымоходу и топите дровами, нагнетая в порожнюю водяную рубашку воздух с помощью кулера (со стороны нижнего патрубка). Тогда и печь варить не придется.

Все вышесказанное в равной степени относится к . Единственное отличие – размещение топливной емкости, питающей капельницу. Держите бак подальше от печки, чтобы случилось возгорания. Обычный двухкамерный чудо-отопитель не используйте – он пожароопасен и расходует до 2 литров отработки за 1 час. Пользуйтесь моделями с капельной горелкой.

Размещение электронагревателей

Первое, что необходимо сделать, - правильно подобрать отопительные электроприборы по мощности. Если вы хотите греть гаражное помещение целиком, то замерьте его площадь и полученную квадратуру умножьте на 0.1-0.15 кВт. То есть, на бокс 20 м² потребуется 20 х 0.15 = 3 кВт тепловой мощности (а она равна электрической), достаточной для поддержания плюсовой температуры воздуха.


Различные способы отопления можно скомбинировать. Например, над верстаком есть смысл подвесить инфракрасную панель, обеспечивающую местный нагрев. Остальной гараж обогревайте печью или тепловой пушкой – что выгоднее. Не забудьте о — она необходима при сжигании любых видов горючего.

Водяная отопительная система

Надо понимать, что монтировать водяное отопление имеет смысл, когда вы находитесь в гараже постоянно. Иначе затраты себя не оправдают, ведь кроме источника тепла и топлива понадобится купить:

  • чугунные либо стальные батареи (как вариант, сварить из труб регистры);
  • циркуляционный насос;
  • расширительный бак;
  • трубы на магистрали;
  • незамерзающий теплоноситель – антифриз.

Для справки. Гаражное помещение топится периодически, поэтому простой водой заполнять систему нельзя.

Зная потребность в количестве тепла для нагрева помещения (рассчитывали в предыдущем разделе), либо определите длину труб самодельного регистра по таблице:


В таблице под t1 подразумевается температура теплоносителя, t2 – воздуха в комнате

Методика расчета следующая. Берем стальную трубу DN 80 (Ø89 мм) и выясняем по таблице, что 1 м длины достаточно для обогрева площади 1.37 м². Берем квадратуру гаража, например, 20 м² и делим на эту цифру: 20 / 1.37 = 14.6 м – общая длина греющей части. Распределяем ее на 2-3 отопительных прибора и варим регистры по чертежу.

Циркуляционный насос возьмите наименьшего давления (4 м водного столба), расширительный бачок – минимального объема. Трубы – полипропилен, сталь либо металлопластик размером DN 15. Затем установите радиаторы на 2 противоположных стены и соберите простую двухтрубную систему отопления закрытого типа, подключенную к источнику тепла по схеме:

Совет. Не забудьте добавить в схему фильтр – грязевик и шаровые краны для отсекания источника тепла и слива воды из системы. В верхней точке поставьте автоматический воздухоотводчик, а на батареях – краны Маевского для спуска воздуха.

Почему мы не рекомендуем сделать в гараже систему открытого типа, как более простую и дешевую? Причина – антифриз, который станет испаряться из открытого бака, что небезопасно для здоровья (этиленгликоль ядовит), не говоря уже о цене теплоносителя.

Западноевропейский опыт

Если вы наберете в поиске фразу «garage heating» и просмотрите картинки на англоязычных сайтах, то никаких дровяных и масляных печек в западноевропейских гаражах не обнаружите. Чем греются тамошние автомобилисты:


Первые 2 варианта мы уже рассматривали выше. Третий способ – это тоже далеко не новинка: нагретая в котле вода проходит через радиатор, обдуваемый мощным осевым вентилятором. В идеале агрегат подвешивается к потолку и распространяет горячий воздух по всему помещению.

Плюсы данного варианта – компактность, скорость прогрева и возможность кондиционирования в летний период (в радиатор направляется охлажденная вода вместо нагретой).


Калорифер, изготовленный из автомобильного радиатора

Минус один – повышенные затраты на оборудование, ведь теплоноситель нужно греть в котле и подавать по трубам к калориферу. Но если гараж пристроен к частному дому, то проблема легко решается путем подключения радиатора к водяной системе отопления здания.

Справка. Многие гаражные умельцы уже пользуются подобным обогревом, устанавливая самодельный аналог калорифера, сделанный из автомобильного радиатора и любого подходящего вентилятора. Как это реализовано, смотрите на видео:

Из всего вышесказанного, а также на основании практических наблюдений напрашиваются следующие выводы:

  1. Невзирая на все трудности со сжиганием твердого топлива, дрова и прочие отходы занимают лидирующую позицию среди энергоносителей благодаря приемлемой цене.
  2. По той же причине в большинстве гаражей сделано воздушное отопление. Оно простое в исполнении и позволяет быстро прогревать помещение.
  3. Эффективности воздушному обогреву придает принудительный обдув источника тепла или прокачка воздуха сквозь камеру нагрева.
  4. Водяное отопление более уместно в мастерских и автосервисах, для частного бокса система дороговата.
  5. Электрообогрев гаража – вспомогательный или краткосрочный вариант, который легко реализовать, но сложно оплачивать в процессе эксплуатации.

Какой бы способ гаражного отопления вы ни выбрали, большую роль сыграет степень утепления здания. Железная коробка со щелями в притворах ворот абсолютно не держит тепло и не поддается прогреву, поэтому отапливать ее дорого и бессмысленно. Другое дело – стены из пеноблоков либо утепленные снаружи пенопластом, экономия при отоплении такого гаража вполне достижима.

Гараж – это не только место для хранения автомобиля. Многие люди проводят в нем гораздо больше свободного времени, причем это может быть не только жаркое лето, но и холодная зима. Разумеется, полноценное отопление в таком помещении оборудовать не имеет смысла, а вот полезная и практичная самоделка придется кстати.

Основные требования

Холодной осенью или морозной зимой находиться в гараже без отопления – это занятие не из приятных. Полноценного отдыха или работы в таких условиях просто не добиться. Именно поэтому подобным площадям просто необходима небольшая печка-буржуйка, которую вполне можно изготовить своими руками. Буржуйки с теплообменником встречаются во многих сараях и гаражах.

Распространенность таких агрегатов объясняется простотой их изготовления. На это не уходит много времени и дорогостоящих материалов.

Как правило, такие конструкции нуждаются лишь в некоторых доработках, поскольку сам корпус, а зачастую и дно в таком предмете уже имеется. Многие мастера варят гаражные печи и из листовых материалов . Однако такие разновидности печей смогут осилить только те пользователи, которые умеют работать со сваркой.

Гораздо реже в гаражных постройках встречаются самодельные печи, выложенные из кирпича, поскольку такие агрегаты имеют более внушительные габариты, а нагреваются при этом в меньшей степени. Для гаража подобная система подходит слабо.

Чаще всего в гаражах располагают небольшие буржуйки, работающие от дров . В такие агрегаты, как правило, закладывают абсолютно все, что может гореть. Неприхотливость в выборе топлива и быстрый нагрев – это главные преимущества такой печи. Однако при выборе подходящего агрегата следует учитывать не только его «всеядность».

Подходящая конструкция для обогрева гаражной площади должна выбираться в соответствии со следующими параметрами:

  • площадью самого гаража;
  • сроками использования отопления;
  • максимальным бюджетом, который можно потратить.

Если гараж представляет собой пристройку к дому, то лучше поставить прибор с электрическим или газовым подключением.

Если же постройка отдельна от жилища, то следует создать безопасную автономную конструкцию. Стоит помнить, что в первую очередь буржуйка для гаража должна быть безопасной, в противном случае могут возникнуть серьезные проблемы с плохими последствиями.

Печь должна обладать следующими важными параметрами:

  • сечение вытяжного клапана должно составлять не менее 10 см;
  • вес не должен превышать 35 кг;
  • габариты печи – 70х50х35 см;
  • объем не должен быть больше 12 л.

Виды

Многие пользователи выбирают для утепления гаража самодельные печи. Подходящий вариант можно изготовить для любых условий и планировок. Стоит рассмотреть подробно, какие разновидности гаражных буржуек сегодня востребованы и встречаются чаще всего.

Масляная

Масляные печи встречаются часто. Подобные модели чаще всего обладают следующими характерными чертами:

  • они имеют компактные размеры;
  • отличаются несложной конструкцией;
  • быстро разогреваются;
  • такую печку легко использовать;
  • в гараже с масляной печью будет долгое время сохраняться оптимальная температура;
  • подобные агрегаты отличаются экологичностью, ведь не наносят вреда окружающей среде;
  • топливо для этих печей можно смело назвать доступным, поскольку его возможно найти, например, на СТО (некоторые фирмы оказывают услугу по вывозу такого топлива);
  • в масляных моделях отсутствуют капельницы, форсунки и прочие подобные детали, поэтому процесс их сборки считается простым и быстрым;
  • масляные печи не так часто загрязняются.

Кирпичная

В качестве надежной стационарной конструкции идеально подойдет кирпичная печь. Самыми маленькими считаются агрегаты с размерными параметрами 2х3 м.

Кирпичные печки хороши своей надежностью и долговечностью. Однако специалисты утверждают, что изготавливать их своими руками можно только в том случае, если есть опыт укладки кирпича . В противном случае агрегат может получиться кривым и менее надежным. Для исполнения таких работ лучше нанять профессионалов.

Аккуратные гаражные печи из кирпича пользуются большой популярностью. Подобные агрегаты бывают дизельными и работают от солярки, которая находится в открытом доступе.

Металлическая

Не менее распространенными и востребованными являются металлические гаражные печки. Такие агрегаты имеют ряд положительных характеристик, делающих их популярными среди современных владельцев гаражных построек.

  • Эти модели отличаются высокой степенью нагрева, но при этом имеют небольшие размеры, поэтому для их размещения в гараже не нужно выделять много места.
  • Металлические печи считаются «всеядными». Они могут работать от разных твердых источников топлива.
  • Вес агрегатов также является небольшим, поэтому работать с ними просто и удобно. Кроме того, из-за этого под ними не нужно сооружать фундамент.
  • Печки из металла нередко используют для подогрева пищи или воды.
  • Как правило, конструкции печек из металла являются простыми. Такие агрегаты вполне возможно изготовить своими руками, имея опыт сварочных работ.

Как было упомянуто выше, такие разновидности печей могут работать от любых твердых источников топлива. Одними из наиболее распространенных вариантов считаются дровяные модели.

Они состоят из следующих составных частей:

  • топки – именно от ее размера зависит размер дров и их допустимое количество;
  • колосников – эти детали представляют собой решетку, на которую сверху кладут само топливо, они предназначены для формирования тяги;
  • зольника – этот элемент являет собой отсек, в который попадает зола от прогоревшего топлива;
  • дымохода – в данном случае эта составная деталь представляет собой трубу диаметром от 100 мм, которая служит с целью отвода дымовых газов.

Главным недостатком дровяных металлических печей является то, что топливо прогорает в них в короткие сроки, из-за чего немалая часть тепловой энергии покидает помещение в союзе с дымом.

Чтобы повысить характеристики теплоотдачи печи из железа, рекомендуется изначально сделать ее двухходовой.

В таком агрегате с высоким КПД раскаленный газ проходит по особым каналам, находящимся во внутренней части корпуса. Таким образом, в помещении становится тепло и комфортно.

Ракетная

Другое название такой печи – это реактивная. Подобные модели стали так называться из-за струи пламени, вырывающейся из трубы, находящейся сверху у проходных конструкций. Кроме того, ракетная печь издает своеобразный звук, похожий на рев двигателя.

Простая и незамысловатая реактивная печь состоит из двух труб. Одна из них находится в горизонтальном положении, а вторая направлена вверх. Для изготовления такой конструкции допустимо использовать одну изогнутую трубу . Топливо в такой печи укладывается непосредственно в трубу. При этом горючий газ будет устремляться вверх, двигаясь по вертикальной плоскости.

Если принято решение установить в гараже подобный агрегат, то стоит знать некоторые особенности, которыми он обладает, а именно:

  • ракетную печь можно использовать как в качестве отопительной, так и в качестве варочной конструкции;
  • нередко надежные и крепкие «ракеты» (комбинированные) дополняют уютными лежанками, похожими на те, что имеются в русских печах;
  • одна топливная закладка в такой печи может работать около 6–7 часов. Тепло при этом она удерживает в течение 12 часов, особенно если обработана саманной штукатуркой;
  • изначально эти разновидности печей использовались исключительно в полевых условиях. В настоящее время переносные «реактивные конструкции» являются одними из самых популярных, однако, встречаются и стационарные установки, которые работают точно так же, как и модели из глины или кирпича.

Такие разновидности печей имеют следующие преимущества:

  • эти конструкции являются простыми. Их можно без труда изготовить своими руками. Кроме того, для этого не нужно покупать дорогостоящие материалы;
  • имея ракетную печь, можно использовать любые разновидности топлива. В таком агрегате будет гореть даже низкокачественное топливо;
  • такие модели отличаются энергонезависимостью;
  • для этих печей характерен низкий расход топлива.

Однако такие типы печей имеют и некоторые недостатки, к которым можно отнести:

  • ручное управление, из-за которого за таким агрегатом нужно постоянно следить, регулируя процесс горения;
  • некоторые элементы такой печи могут накалиться слишком сильно, особенно если они состоят из металла – о подобную конструкцию можно легко обжечься;
  • такие печи допустимо располагать далеко не во всех помещениях, например, для бани они совсем не подходят.

Паровая

Если есть желание расположить в гараже бюджетную печь, то стоит рассмотреть вариант сборки паровой конструкции. Такие печи прекрасно поддерживают в гараже оптимальный температурный режим. Кроме того, они могут функционировать не только на электроэнергии, но и на любых других видах топлива.

Такие модели состоят из следующих элементов:

  • парового котла;
  • паровой турбины;
  • редукционно-охладительной установки.

Выбор топлива

Печи для гаражных построек различаются не только по своим конструкциям, но и по топливу, от которого они работают.

Газовые

Газовые печи в гаражах подключаются двумя способами, а именно:

  • с использованием газовой магистрали;
  • с применением сжиженного газа.

Первым способом используются редко, поскольку большинство гаражей не подключено к газовым сетям. Чаще встречаются печи, работающие от сжиженного газа в баллоне . Он подключается к агрегату при помощи специального шланга. В процессе работы печки переработанный газ выбирается на улицу через дымоход. Подобные конструкции действуют без электричества.

Кроме того, они являются мобильными. В некоторых экземплярах присутствуют датчики, при помощи которых газ перекрывается, если происходит его утечка. Использование подобного агрегата является предпочтительным , так как он характеризуется лучшей безопасностью в вопросах эксплуатации.

Электрические

Такие печи являются очень популярными и встречаются довольно часто. К электрическим печам относятся и масляные конструкции, и тепловые пушки, и электроконвекторы. Как правило, модели, работающие от электричества, имеют маленькие размеры. Им не нужны дымоход и вентиляция. Подобные агрегаты не сжигают кислород в помещении.

Минусом электрических изделий является то, что они потребляют много электроэнергии. Кроме того, во время работы они издают много неприятного шума.

На твердом топливе

Не менее популярными являются печи, работающие от твердого топлива. К таким вариантам относятся дровяные печки, старые добрые буржуйки и стационарные конструкции, изготовленные из кирпича. Принцип работы этих моделей довольно прост – в специальной камере сгорания сгорают дрова, торф и уголь, после чего уже отработанные материалы выходят наружу в форме дыма через трубу.

Недостатком таких печей является то, что для их топлива необходимо выделять отдельное пространство в гараже, что может стать проблемой на маленькой площади.

Дизельные

Печи, работающие на солярке, состоят из таких двух основных отделов, как:

  • топки;
  • накопителя, предназначенного для солярки.

В данном случае солярка поступает из накопителя и проходит через форсунку.

Такие печи оснащаются вентилятором, предназначенным для разгона воздуха, необходимого для активного процесса горения. Изделия на солярке довольно быстро прогревают вверенную им территорию.

На отработанном топливе

Неплохим решением для гаража является печь на масляной отработке. Такой агрегат способен поддерживать тепло в помещении на протяжении долгого времени.

Многие потребители отдают предпочтение именно этой модели, так как для нее не нужно закупаться дорогостоящим топливом. Все что понадобится такому агрегату – это переработанное машинное масло, а также допустимо использование мазута, керосина, печного топлива или солярового масла. Такую модель можно сделать своими руками.

На опилках

Агрегаты на опилках относятся к категории печей долгого горения. В таких моделях опилки не просто горят, а постепенно тлеют. В этот момент выделяется достаточное количество тепла, которого вполне хватает на гаражное помещение.

Чтобы опилки горели как можно дольше и выделяли много тепла, нужно их хорошенько утрамбовать.

Сборка такой печи является простой и быстрой.

Буржуйка

Одними из самых популярных сегодня являются экономичные печки-буржуйки, работающие от дров. Их особенностью является присутствие двух дымоходов, находящихся внутри самой печи. Эти детали обеспечивают лучшую теплоотдачу конструкции.

Изготавливаются эти печи из следующих материалов:

  • листового металла толщиной не меньше 4 мм (лучше 5 мм). Из этого материала нужно сварить корпус, а также дверцы и дымообороты;
  • лист в 6 мм для свода топливника;
  • небольшой отрезок трубы диаметром в 100 мм на патрубок дымохода;
  • арматура периодического профиля диаметром в 16–18 мм (нужна для создания колосниковой решетки);
  • уголок №4 и металлопрокат для изготовления ножек;
  • готовые рукоятки на дверцы.

При использовании указанных материалов точно получится эргономичная и недорогая печь, которая прослужит очень долго.

Печка «капельница»

Такая печка идеально подойдет для маленького гаража, в котором нет отопления и электричества. Подобную эффективную конструкцию можно собрать своими руками.

Она обладает следующими плюсами:

  • экономит топливо;
  • легко перемещается на новое место;
  • простая в применении;
  • используется и для приготовления еды.

Для комфортного пребывания человека в таком помещении, как гараж, требуется поддерживать комфортную температуру в нем. Справиться с трудностями обогрева поможет дровяная печь для гаража. Такие устройства бывают как заводские, так и самодельные.

Свернуть

Основные типы

Гаражные печи на дровах различаются по типу их устройства. Основными вариантами являются:

Плюсы и минусы

Основным минусом дровяной печки для гаража является то, что печь нуждается в постоянном обслуживании, приходится регулярно подкладывать дрова в ее топочную камеру. А вот положительных моментов гораздо больше, к ним относятся:

  • Низкая себестоимость топлива, особенно в сельской местности. Заготовить древесину гораздо проще, чем приобрести каменный уголь, дизельное топливо, отработанное машинное масло или мазут.
  • Простота изготовления подобной конструкции. Все что понадобится – это бочка или старый газовый баллон, отрезок металлической трубы и сварочный аппарат.
  • Хорошее соотношение габаритов и выдаваемой мощности. Печь для гаража с высоким КПД – это не миф, а реальность.
  • Отсутствие затрат на электрическую энергию. Не нужно протягивать провода, если гараж не подключен к системе электроснабжения.
  • Возможность приготовления или разогревания пищи. Подобная конструкция подойдет для этих целей, ее поверхность может служить в качестве кухонной плиты. Такой гараж сразу превращается в жилое помещение, в котором присутствует даже кухня.

Что учесть при выборе?

Главными критериями при выборе того или иного типа дровяной печи для отопления гаража будут:

  • Мощность и КПД
  • Материал изготовления
  • Возможность использования в качестве водонагревателя.

Мощность и КПД

Самыми экономичными дровяными печами с наиболее высоким КПД, из представленных выше, являются булерьяны и печи длительного сгорания топлива. Одной закладки топлива в такие дровяные печки средних размеров (габариты топки выбираются те, какие нужны для конкретного помещения) хватает на отопление гаража площадью Буржуйки, переделанные бочки и баллоны требуют более частой закладки древесины. Самый малоэффективный вариант – кирпичные печи.

Из чего изготавливаются дровяные печки?

Материалом для изготовления печей, в большинстве случаев, являются железисто-углеродные сплавы – сталь или чугун. Кирпичные печи пользуются малой популярностью у владельцев гаражей. Этот материал дорог и требует более тщательного подхода к строительству такой системы отопления. Если рассматривать эстетическую сторону вопроса, то кирпичные печки более выгодный и красивый вариант.

Вопрос цены

Самыми дешевыми оказываются металлические печи-буржуйки собственного производства, выполненные из отработанных газовых баллонов, использованных бочек, труб большого диаметра или из листов железа.

Материал для железной конструкции выбирается, исходя из доступности и финансовых возможностей, самым оптимальным вариантом будет сталь с низким содержанием углерода марок Ст10 и Ст20. Наиболее дорогие при покупке или постройке – это булерьяны и печки из кирпича. Компромиссным вариантом выступают железные буржуйки заводского серийного производства, их легко приобрести и быстро установить на месте.

Использование в качестве водонагревателя

Отдельно стоит остановиться на использовании дровяной печи в качестве стационарного водонагревателя для отопления помещений. Печка на дровах с водяным контуром для гаража может быть куплена или изготовлена из старого газового баллона.

Нагревание жидкости происходит в верхней части баллона, расположенной над топкой, которая оснащена двумя патрубками – приемным и выходным. Принцип работы данного устройства заключается в циркуляции антифриза или воды по замкнутому контуру, который состоит из радиаторов отопления, системы трубопроводов, насоса для циркуляции жидкости, запорных вентилей, грязевика и расширительного бачка с краном для слива жидкости из системы.

В холодное время года в подобном контуре предпочтительнее использование антифриза вместо воды. Особое внимание стоит обращать на места стыков трудопроводов и выходного воздуховода печки. Это чревато как потерями теплоносителя и выгоранием материала трубопроводов, так и выделениями угарного газа (СО) в помещение гаража. Окись углерода является сильным отравляющим веществом без запаха, отравление происходит незаметно для человека!

Популярные производители

Современный рынок предоставляет свою продукцию под отопление гаража печкой на дровах. Популярными моделями являются:


Заключительные моменты

Главной задачей отопления в гараже является поддержание комфортной для человека окружающей среды. Не обязательно прогревать воздух до +25 градусов по Цельсию в зимнее время, согласно санитарным правилам и нормам, работать с автомобилем допускается и при более низких температурах.

Лучшая печь на дровах для гаража выбирается исключительно из условий ее использования, задач, целей и предпочтений хозяина помещения. Прежде, чем делать свой выбор, необходимо проанализировать все возможные варианты и выбрать наиболее подходящий из них.

←Предыдущая статья Следующая статья →