Сегодня, придя домой под большим впечатлением после музея ВОВ, решила больше узнать о женщинах принимавших участие в боях. К огромному стыду вынуждена признаться, что многие фамилии я услышала впервые, или знала раньше, но не придавала им значения. А ведь эти девушки были намного моложе, чем я сейчас, когда жизнь поставила их в страшные условия, где они отважились на подвиг.

Татьяна Маркус

21 сентября 1921 - 29 января 1943. Героиня киевского подполья в годы Великой Отечественной войны . Выдержала полгода фашистских пыток

На протяжении полугода ее пытали фашисты, но она выдержала все, не выдав своих товарищей. Фашисты так и не узнали, что в жестокий бой с ними вступила представительница народа, который они обрекли на полное уничтожение. Татьяна Маркус родилась в городе Ромны Полтавской области в еврейской семье. Через несколько лет семья Маркусов перехала в Киев.

В Киеве, с первых дней оккупации города стала активно участвовать в подпольной деятельности. Она была связной подпольного горкома и членом диверсионно-истребительной группы. Неоднократно участвовала в диверсионных актах против гитлеровцев, в частности, во время парада оккупантов бросила гранату, замаскированную в букете астр, в марширующую колонну солдат.

По подложным документам её прописали в частном доме под фамилией Маркусидзе: подпольщики сочиняют Тане легенду, согласно которой она - грузинка, дочь князя, расстрелянного большевиками, хочет работать на вермахт , - снабжают ее документами.

Карие глаза, черные бровы и ресницы. Слегка вьющиеся волосы, нежный-нежный румянец. Лицо открытое и решительное. На княжку Маркусидзе засматривались многие немецкие офицеры. И тогда, по заданию подпольщиков, она использует и эту возможность. Ей удается устроиться официанткой в офицерскую столовую, войти в доверие к начальству.

Там она успешно продолжала диверсионную деятельность: подсыпала отраву в еду. Несколько офицеров погибло, но Таня осталась вне подозрений. Кроме того она своими руками застрелила ценного гестаповского осведомителя, а также передала в подполье сведения о предателях, работавших на гестапо. Многих офицеров немецкой армии привлекала её красота и они ухаживали за ней. Не смог устоять и высокопоставленный чин из Берлина, прибывший для борьбы с партизанами и подпольщиками. На своей квартире он был застрелен Таней Маркус. За время своей деятельности Таня Маркус уничтожила несколько десятков фашистских солдат и офицеров.

Но с очередного задания подпольщиков не возвращается отец Тани, Иосиф Маркус. Высокопоставленным комсомольским функционером, 1-ым секретарем Киевского горкома комсомола, а ныне подпольщиком Иваном Кучеренко предан Владимир Кудряшов. Гестаповцы одного за другим хватают подпольщиков. Сердце разрывается от боли, но Таня действует дальше. Теперь она готова на все. Товарищи сдерживают ее, просят быть осторожной. А она отвечает: Моя жизнь измеряется тем, сколько я уничтожу этих гадов...

Однажды она застрелила гитлеровского офицера и оставила записку: "Всех вас, фашистских гадов ждет такая же участь. Татьяна Маркусидзе ". Руководство подполья приказало вывести Таню Маркус из города к партизанам. 22 августа 1942 года она была схвачена гестаповцами при попытке переправиться через Десну. В течение 5 месяцев её подвергали в гестапо жесточайшим пыткам, но она никого не выдала. 29 января 1943 года она была расстреляна.

Награды:

Медаль Партизану Великой Отечественной войны

Медаль За оборону Киева.

Звание Герой Украины

Татьяне Маркус установлен памятник в Бабьем Яру.

Людмила Павличенко

12.07.1916 года [Белая Церковь]- 27.10.1974 года [Москва]. Выдающийся снайпер, уничтожила 309 фишистов в том числе 36 снайперов противника.

12.07.1916 года [Белая Церковь]- 27.10.1974 года [Москва]. Выдающийся снайпер, уничтожила 309 фишистов в том числе 36 снайперов противника.

Людмила Михайловна Павличенко родилась 12 июля 1916 года в поселке (ныне город) Белая Церковь. Затем семья переехала в Киев. С первых же дней войны Людмила Павличенко добровольцем уходит на фронт. Под Одессой Л. Павличенко получила боевое крещение, открыв боевой счет.

К июлю 1942 года на счету Л. М. Павличенко было уже 309 уничтоженных гитлеровцев (в том числе 36 снайперов противника). Кроме того за период оборонительных боев Л. М. смогла обучить множество снайперов.

Каждый день, как только забрезжит рассвет, снайпер Л. Павличенко уходила «на охоту ». Часами, а то и целыми днями, в дождь и на солнцепеке, тщательно замаскировавшись, лежала она в засаде, дожидаясь появления «цели ».

Однажды на Безымянной вышли против нее в засаду шесть автоматчиков. Они заметили ее накануне, когда вела она неравный бой весь день и даже вечер. Гитлеровцы засели над дорогой, по которой подвозили боеприпасы соседнему полку дивизии. Долго, по-пластунски, Павличенко поднималась в гору. Пуля срезала ветку дуба у самого виска, другая пробила верх фуражки. И тогда Павличенко сделала два выстрела - замолчал тот, кто едва не поразил ее в висок, и тот, кто чуть-чуть не угодил ей в лоб. Истерично стреляли четверо живых, и снова, уползая, она била точно туда, откуда раздавался выстрел. Еще трое остались на месте, только один убежал.

Павличенко замерла. Теперь нужно ждать. Один из них мог притвориться мертвым, и, быть может, он выжидает, когда она пошевелится. Или тот, кто убежал, уже привел с собой других автоматчиков. Сгустился туман. Наконец Павличенко решила подползти к своим врагам. Взяла автомат убитого, ручной пулемет. Тем временем подошла еще одна группа немецких солдат и из тумана снова раздалась их беспорядочная стрельба. Людмила отвечала то из пулемета, то из автомата, чтобы враги вообразили, будто здесь несколько бойцов. Павличенко смогла выйти живой из этого боя.

Сержанта Людмилу Павличенко перевели в соседний полк. Слишком много бед принес гитлеровский снайпер. Он уже убил двух снайперов полка.

У него был свой маневр: он выползал из гнезда и шел на сближение с противником. Долго лежала Люда, ждала. День прошел, вражеский снайпер не подавал признаков жизни. Она решила остаться на ночь. Ведь немецкий снайпер наверняка привык спать в блиндаже и поэтому вымотается быстрее, чем она. Так лежали они сутки не шелохнувшись. Утром опять лег туман. Голова отяжелела, в горле першило, одежда пропиталась сыростью, и даже руки ломило.

Медленно, нехотя туман рассеялся, просветлело, и Павличенко увидела, как, прячась за макет коряги, снайпер передвигался едва заметными толчками. Все ближе и ближе к ней. Она двинулась навстречу. Одеревеневшее тело стало тяжелым и неповоротливым. Сантиметр за сантиметром преодолевая холодную каменистую подстилку, держа винтовку перед собой, Люда не отрывала глаз от оптического прицела. Секунда приобрела новую, почти бесконечную протяженность. Вдруг в прицел Люда уловила водянистые глаза, желтые волосы, тяжелую челюсть. Вражеский снайпер смотрел на нее, глаза их встретились. Напряженное лицо исказила гримаса, он понял - женщина! Мгновение решало жизнь - она спустила курок. На спасительную секунду выстрел Люды опередил. Она вжалась в землю и успела увидеть в прицеле, как моргнул полный ужаса глаз. Гитлеровские автоматчики молчали. Люда выждала, потом поползла к снайперу. Он лежал, все еще целясь в нее.

Она вынула снайперскую книжку гитлеровца, прочла: «Дюнкерк ». Рядом стояла цифра. Еще и еще французские названия и цифры. Более четырехсот французов и англичан приняли смерть от его руки.

В июне 1942 года Людмила была ранена. Вскоре ее отозвали с передовой и направили с делегацией в Канаду и Соединенные Штаты. В ходе поездки она была на приеме у Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране. Людмила выступала перед Междуранодной Студенческой Ассамблей в Вашингтоне, перед Конгрессом Промышленных Организаций (CIO) а также в Нью Йорке.

Многим американцам запомнилось тогда ее короткое, но жесткое выступление на митинге в Чикаго:

- Джентльмены , - разнесся над многотысячной толпой собравшихся звонкий голос. - Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!..

После войны в 1945 году Людмила Павличенко окончила Киевский университет. С 1945 по 1953 год была научным сотрудником Главного штаба Военно-Морского флота. Позже вела работу в Советском комитете ветеранов войны.

>Книга: Людмила Михайловна написала книгу "Героическая быль".

Награды:

Герой Советского Союза - Медаль «Золотая Звезда» номер 1218

Два Ордена Ленина

* Именем Людмилы Павличенко названо судно Министерства рыбного хозяйства.

* О поединке Павличенко с немецким снайпером Н. Атаров написал рассказ "Дуэль"

Американский певец Вуди Гатри написал о Павличенко песню

Русский перевод песни:

Мисс Павличенко

Целый мир полюбит ее на долгие времена

За то что более чем три сотни нацистов пали от ее оружия

Пали от ее оружия, да

Пали от ее оружия

Более чем три сотни нацистов пали от твоего оружия

Мисс Павличенко, ее слава известна

Россия твоя страна, сражение - твоя игра

Твоя улыбка сияет, как утреннее солнце

Но более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

В горах и ущельях притаилась, как олень

В кронах деревьев, не ведая страха

Ты поднимаешь прицел, и падает Ганс

И более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

В летнюю жару, холодной снежной зимой

В любую погоду ты выслеживаешь врага

Мир полюбит твое милое лицо, так же, как и я

Ведь более чем три сотни нацистских собак пали от твоего оружия

Не хотел бы я приземлиться с парашютом в вашей стране, как враг

Если ваш Советский народ так сурово поступает с захватчиками

Не желал бы я найти свой конец, пав от руки такой красивой девушки,

Если ее имя - Павличенко, а мое три-ноль-один

Марина Раскова

Пилот, Герой Советского союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк, прозванный немцами "Ночные ведьмы".

В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году - в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина » совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.

С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.

Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами ».

Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза , была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени . Еще она автор книги «Записки штурмана ».

Ночные ведьмы

Девушки авиаполков летали на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками », но широко известное их название – «Небесный тихоход ». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек » на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями.

Наши маленькие По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму ». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног. Мужество и отвагу наших летчиц оценили и немцы: фашисты назвали их «ночные ведьмы ».

Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).

Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.

Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Женщины были удостоены указом от 2 ноября 1938 г. Летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были награждены за осуществление беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина».

Утром 24 сентября 1938 года известные в стране летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на сильном морозе.

За Красноярском радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение - только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка - горючее на исходе, а в разрыве облаков - тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Самолет пришлось сажать, смогли сесть на болоте. Он пробыл в воздухе 26 часов 29 минут. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией.

Немедленно началась спасательная операция, на поиски были мобилизованы свыше 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М.Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

К сожалению, две из них вскоре погибли в авиакатастрофах. Полина Осипенко - через год, а Марина Раскова в 1943 г., во время перелета на фронт во главе сформированного ею первого в мире женского авиационного полка. Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101-м авиаполком дальнего действия. 16 января 1986 г. единственной из женщин - Героев Советского Союза она была удостоена еще и звания Героя Социалистического Труда.

Герои Великой Отечественной Войны

Первой из женщин - Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.

Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск - 13 посмертно. Стоит отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них посмертно.

Единственная среди Героев иностранка - стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко - Анеля Кживонь погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя.

Среди Героев - Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Последний раз в истории СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) - бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы - Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк - самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.


Герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой. На её счету 11 сбитых самолётов противника.

Зоя Анатольевна Космодемьянская, памятник возле московской школы № 201.

Женщины Герои Советского Союза и Кавалеры Ордена Славы

Александрова З.
Андерман Л.
Андрианова М.
Аронова Р.Е.
Баженова Л.
Байда. М.К.
Барамзина Т.Н.
Батракова (Демидова) М.С.
Белик В.Л.
Белкина Н.
Бисениек. А.А.
Богомолова М.
Бондаренко О.
Боровиченко М.
Бредихина Л.
Буданова К.
Васина С.
Волкова Н.Т.
Волкова-Музылева М.
Ганиева З.
Гашева Р.С.
Гельман П.В.
Гнаровская В.О.
Гнилицкая Н.Т.
Голубева О.
Гречишкина М.
Гризодубова В.С.
Громова У.М.
Джунковская Г.И.
Добросельская В.
Долина М.И.
Дьяченко Д.Г.
Ерофеева Н.
Жигуленко Е.А.
Зенькова Е.С.
Зубкова А.Л.
Зубкова Л.
Кабанова Е.
Каменских М.
Кащеева В.С.
Кживонь А.
Кисляк М.Т.
Ковалева А.
Ковшова Н.
Ковшова Н.В.
Колесова Е.Ф.
Константинова К.С.
Константинова Т.Ф.

Копылова Е.
Космодемьянская З.А.
Костырина Т.И.
Котлярова А.
Кравец Л.С.
Кравцова-Меклин Н.Ф.
Кульман Х.А.
Курлянкина Е.
Левченко И.Н.
Лисицына А.М.
Литвинова Л.Н.
Литишенко М.
Лобковская Н.
Ляпина А.
Магадзе И.
Мазаник Е.Г.
Макарова Т.П.
Малышева Н.
Мальгина В. Г.
Маметова М.Ш.
Маресева З.И.
Мариненко Т.С.
Масловская А.И.
Мелентьева М.В.
Мельникайте М.Ю.
Меньшакова Е.
Михеева А.
Мишанина-Апокина А.
Молдагулова А.
Молдогулова А.К.
Морозова А.А.
Морозова Е.
Назарова К.И.
Назарова Т.
Недилько М.
Никандрова А.А.
Никишина Т.
Николаева-Терешкова В.В.
Никулина Е.А.
Носаль Е.И.
Октябрьская М.В.
Онилова Н.А.
Орлова-Рогозина В. Г.
Осипенко П.Д.
Осипова М.Б.
Павличенко Л.

Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер - 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Парфенова З.И.
Пасько Е.Б.
Петрова А.В.
Петрова Г.К.
Петрова П.
Поливанова М.
Поливанова М.С.
Попова Н.В.
Портнова З.М.
Путина Ф.А.
Раскова М.М.
Распопова Н.М.
Ратушная Л.С.
Руднева Е.М.
Рябова Е.В.
Сальникова Е.
Самсонова З.А.
Санфирова О.А.
Сафронова В.И.
Себрова И.Ф.
Смирнова М.В.
Солнцева Н.
Соловей Н.
Сорокина Л.
Соснина Н.И.
Сошникова А.
Стемпковская Е.К.
Сыртланова М.Г.
Сысолова Р.
Теплякова М.
Тимофеева Л.
Тимофеева-Егорова А.А.
Токарева В.
Троян Н.В.
Туснолобова-Марченко З.М.
Убийвовк Е.К.
Ульяненко Н.З.
Федутенко Н.Н.
Фомичева К.Я.
Хлопоткина З.
Хорева В.
Хоружая В.З.
Худякова А.Ф.
Цуканова М.
Чайкина Е.И.
Чечнева М.П.
Шапран Н.
Шебалина А.
Шевцова Л.Г.
Шкарлетова М.С.
Щербаченко М.З.
Яременко М.

Впервые звания Героя Советского Союза женщины были удостоены указом от 2 ноября 1938 г. Летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были награждены за осуществление беспосадочного перелета из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина».

Утром 24 сентября 1938 года известные в стране летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова вылетели в беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на двухмоторном самолете «Родина». С первых часов полета самолет вступил в борьбу со стихией: после взлета машина вошла в облачность, на подходе к Новосибирску у самолета началось обледенение, на высоте 6500 метров начавшаяся болтанка вынудила поднять самолет еще выше, до высоты 7450 метров. Работать экипажу пришлось в кислородных масках и на сильном морозе.

За Красноярском радиостанция «Родины» замолчала. По графику полета над Байкалом следовало изменить курс, чтобы выйти к Транссибирской магистрали. Но, не видя местности и не слыша радиомаяков, экипаж самолета рисковал пересечь китайскую границу. Командир принимает решение - только вперед! Облака раздвинулись лишь над Охотским морем в районе Шантарских островов. Далее «Родина» последовала на юг, к ближайшему аэродрому в Комсомольске-на-Амуре. В 10 часов по московскому времени 25 сентября внизу показались озера реки Амгунь, и тут же на приборной панели вспыхнула красная лампочка - горючее на исходе, а в разрыве облаков - тайга. Вскоре моторы начали глохнуть. Самолет пришлось сажать, смогли сесть на болоте. Он пробыл в воздухе 26 часов 29 минут. Маршрут поиска летчиц определили по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией.

Немедленно началась спасательная операция, на поиски были мобилизованы свыше 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на лошадях и оленях, рыбаки на лодках и катерах. Нашел самолет 3 октября экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М.Сахаровым. 6 октября около 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет до морозов на болоте, двинулись к реке Амгунь, через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск. Из Хабаровска в Москву следовали специальным поездом, увитым цветами, под гром оркестров. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

К сожалению, две из них вскоре погибли в авиакатастрофах. Полина Осипенко - через год, а Марина Раскова в 1943 г., во время перелета на фронт во главе сформированного ею первого в мире женского авиационного полка. Валентина Гризодубова в годы войны командовала 101-м авиаполком дальнего действия. 16 января 1986 г. единственной из женщин — Героев Советского Союза она была удостоена еще и звания Героя Социалистического Труда.

Герои Великой Отечественной Войны

Первой из женщин - Героев Советского Союза военных лет стала 18-летняя партизанка Зоя Космодемьянская. Высшей степени отличия она была удостоена указом от 16 февраля 1942 г. (посмертно). А всего за подвиги в годы Великой Отечественной войны 90 женщин стали Героями Советского Союза, более половины из них были удостоены звания посмертно.

Печальная статистика: из 27 партизанок и подпольщиц 22 награждены посмертно, из 16 представительниц сухопутных войск - 13 посмертно. Стоит отметить, что 30 человек награды нашли после войны. Так, указом от 15 мая 1946 г. шесть летчиц 46-го гвардейского Таманского авиационного полка получили «Золотые Звезды» Героев, а к 20-летию Победы были награждены сразу 14 женщин, правда, 12 из них посмертно.

Единственная среди Героев иностранка - стрелок роты автоматчиков 1-й Польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко — Анеля Кживонь погибла 12 октября 1943 г., спасая раненых бойцов. 11 ноября 1943 г. ей посмертно было присвоено звание Героя.

Среди Героев — Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер — 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Последний раз в истории СССР звание Героя Советского Союза женщинам было присвоено 5 мая 1990 г. «Золотой Звездой» была награждена Екатерина Демина (Михайлова) - бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты. Героями (посмертно) стали две летчицы - Екатерина Зеленко и Лидия Литвяк. Старший лейтенант Зеленко 12 сентября 1941 г. на своем бомбардировщике Су-2 таранила немецкий истребитель Ме-109. Зеленко погибла, уничтожив вражеский самолет. Это был единственный таран в истории авиации, выполненный женщиной. Младший лейтенант Литвяк - самая результативная женщина-истребитель, которая лично сбила 11 вражеских самолетов и погибла в воздушном бою 1 августа 1943 г.

Герой Советского Союза Лидия Владимировна Литвяк. Самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой. На её счету 14 сбитых самолётов противника.

Зоя Анатольевна Космодемьянская, памятник возле московской школы № 201.

Женщины Герои Советского Союза и Кавалеры Ордена Славы

Александрова З.
Андерман Л.
Андрианова М.
Аронова Р.Е.
Баженова Л.
Байда. М.К.
Барамзина Т.Н.
Батракова (Демидова) М.С.
Белик В.Л.
Белкина Н.
Бисениек. А.А.
Богомолова М.
Бондаренко О.
Боровиченко М.
Бредихина Л.
Буданова К.
Васина С.
Волкова Н.Т.
Волкова-Музылева М.
Ганиева З.
Гашева Р.С.
Гельман П.В.
Гнаровская В.О.
Гнилицкая Н.Т.
Голубева О.
Гречишкина М.
Гризодубова В.С.
Громова У.М.
Джунковская Г.И.
Добросельская В.
Долина М.И.
Дьяченко Д.Г.
Ерофеева Н.
Жигуленко Е.А.
Зенькова Е.С.
Зубкова А.Л.
Зубкова Л.
Кабанова Е.
Каменских М.
Кащеева В.С.
Кживонь А.
Кисляк М.Т.
Ковалева А.
Ковшова Н.
Ковшова Н.В.
Колесова Е.Ф.
Константинова К.С.
Константинова Т.Ф.

Копылова Е.
Космодемьянская З.А.
Костырина Т.И.
Котлярова А.
Кравец Л.С.
Кравцова-Меклин Н.Ф.
Кульман Х.А.
Курлянкина Е.
Левченко И.Н.
Лисицына А.М.
Литвинова Л.Н.
Литишенко М.
Лобковская Н.
Ляпина А.
Магадзе И.
Мазаник Е.Г.
Макарова Т.П.
Малышева Н.
Мальгина В. Г.
Маметова М.Ш.
Маресева З.И.
Мариненко Т.С.
Масловская А.И.
Мелентьева М.В.
Мельникайте М.Ю.
Меньшакова Е.
Михеева А.
Мишанина-Апокина А.
Молдагулова А.
Молдогулова А.К.
Морозова А.А.
Морозова Е.
Назарова К.И.
Назарова Т.
Недилько М.
Никандрова А.А.
Никишина Т.
Николаева-Терешкова В.В.
Никулина Е.А.
Носаль Е.И.
Октябрьская М.В.
Онилова Н.А.
Орлова-Рогозина В. Г.
Осипенко П.Д.
Осипова М.Б.
Павличенко Л.

Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Самая результативная женщина снайпер — 309 убитых (в т.ч. 36 снайперов).

Парфенова З.И.
Пасько Е.Б.
Петрова А.В.
Петрова Г.К.
Петрова П.
Поливанова М.
Поливанова М.С.
Попова Н.В.
Портнова З.М.
Путина Ф.А.
Раскова М.М.
Распопова Н.М.
Ратушная Л.С.
Руднева Е.М.
Рябова Е.В.
Сальникова Е.
Самсонова З.А.
Санфирова О.А.
Сафронова В.И.
Себрова И.Ф.
Смирнова М.В.
Солнцева Н.
Соловей Н.
Сорокина Л.
Соснина Н.И.
Сошникова А.
Стемпковская Е.К.
Сыртланова М.Г.
Сысолова Р.
Теплякова М.
Тимофеева Л.
Тимофеева-Егорова А.А.
Токарева В.
Троян Н.В.
Туснолобова-Марченко З.М.
Убийвовк Е.К.
Ульяненко Н.З.
Федутенко Н.Н.
Фомичева К.Я.
Хлопоткина З.
Хорева В.
Хоружая В.З.
Худякова А.Ф.
Цуканова М.
Чайкина Е.И.
Чечнева М.П.
Шапран Н.
Шебалина А.
Шевцова Л.Г.
Шкарлетова М.С.
Щербаченко М.З.
Яременко М.

Памятник Екатерине Зеленко.

Екатерина Зеленко — летчица, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза. Боевая и бесстрашная лётчица, не терявшая выдержки в самой трудной обстановке Великой Отечественной войны. “Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая…”

Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями.
24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва - посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км, побив тем самым мировой рекорд, принадлежавший французской летчице. Летчицы провели в воздухе 26 часов 29 минут, проявив настоящий героизм, мужество и бесстрашие. В условиях, когда прервалась связь с экипажем, самолет обледенел, а горючее было на исходе, экипаж сумел довести полет до конца и посадить самолет, не повредив его. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом - в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова. Женщин нашли через 10 дней после приземления самолета. Через два месяца после полета всем троим присвоили звание Героя Советского Союза и наградили Орденом Ленина.

Валентина Гризодубова

Валентина Гризодубова родилась в ночь с 31 декабря на 1 января 1910 году в Харькове в семье летчика и авиаконструктора Степана Гризодубова. Свой первый полет она совершила в 14 лет - на слете планеристов в Крыму. После школы Гризодубова поступила сразу в два учебных заведения - в Харьковский технологический институт и музыкальное училище по классу фортепиано, по окончании которого ее зачислили в консерваторию. Но главной мечтой Гризодубовой было небо. Поступить женщине в летное училище в то время было непросто. 18-летняя Валентина добивается приема у Серго Орджоникидзе, и благодаря его ходатайству, девушку зачисляют в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Гризодубова за три месяца окончила курсы в авиаклубе, бросила Технологический институт и поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима. А еще годом позже - в 20 летнем возрасте - поступила в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1933 год Валентина Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе, за это время она подготовила 36 летчиков. В 1933 году семья Гризодубовых переехала в Москву, Валентина начинает работать в агитационной эскадрилье. Она летает по всему Советскому Союзу на различных типах самолетов. А в сентябре 1938 года имя Валентины Гризодубовой стало известно не только всему Советскому Союз, но и всему миру. Беспосадочный перелет длинной в 6450 км, самолета, пилотируемого тремя молодыми женщинами, стал главным событием в жизни страны. В СССР впервые появились Герои Советского Союза-женщины, установившие мировой рекорд дальности полетов. Во время войны 32-летняя Гризодубова командовала авиационным полком. С 1941 по 1943 год совершила 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и доставку боеприпасов на передовую. После войны Валентина Гризодубова демобилизовалась из армии и поступила на работу в гражданскую авиацию заместителем начальника Института приборостроения по лётной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. В 1963 году Гризодубова добилась создания Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила - в институте разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника - по сути, закладывалась основа всепогодной ракетоносной реактивной авиации. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. В апреле 1993 года Валентины Степановны не стало.

Полина Осипенко

Полина Осипенко родилась в 1907 году в многодетной семье крестьянина в Запорожской области. Отучившись в школе 2 класса, девочка бросила школу - родителям не на что было покупать одежду, обувь и тетрадки для занятий. 8-летнюю девочку отдали в няньки, а потом в батрачки. А потом случилась революция, в селе организовали колхоз, и Полину назначили птичницей. Днем девочка работала на птицеферме, а по вечерам садилась за учебники в вечерней школе. Впервые в жизни Полина увидела самолет в 20 лет - на лугу рядом с птицефермой приземлились два небольших самолета. Весь колхоз сбежался на это зрелище. Вот тогда и появилась у Полины Осипенко большая мечта.
Она написала письмо своему односельчанину, который был курсантом военной авиационной школы, и вскоре поехала к нему. Ее служба в авиации началась с должности официантки в курсантской столовой. Обслуживая посетителей, Полина каждый день уговаривала начальника школы принять ее. В конце концов он сдался и велел пройти ей медосмотр. К счастью, со здоровьем у Полины было все в порядке, и вскоре вчерашнюю птичницу зачислили в авиашколу. Более старательной ученицы трудно было найти. После окончания школы Осипенко поступила на службу в воинскую часть. А когла она приехала в отпуск домой, то не только сельчане, но и родная мать не сразу поверила, что Полина летает, а не просто так ходит в форме. Чтобы развеять все сомнения, обратно в часть Полина поехала вместе с матерью - и когда та смотрела в небо и видела, как ее дочь делает «петли Нестерова». «бочки» и «штопоры», она плакала от счастья.
В период с 1936 по 1938 год Полина Осипенко установила 5 мировых авиационных рекордов высоты и дальности полёта для женщин. А 24 - 25 Сентября 1938 года состядся самы главный полет Полины вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой по маршруту Москва - Комсомольск - на - Амуре. А вскоре, в Ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.
В Мае 1939 года майор Осипенко, работавшая в лётной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полётах на Курсах усовершенствования начальствующего состава.
В первый день лётчики работали на тренажерах, во второй день летали с инструторами и только на третий день должны были совершать самостоятельные полеты. Герой Советского Союза Анатолий Серов, который тоже проходил обучение на этих курсах, предложил, чтобы лётчики выходили в полет парами. Он вылетел вместе с Полиной Осипенко. Полина легко и уверено подняла самолет в воздух. Это был последний полет 32-летней Полины Осипенко. Самолет потерпел катастрофу - причины случившегося так и не выяснили.

Марина Раскова

Марина Раскова родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье оперного певца. Она даже и не помышляла об авиации - у девочки был хороший музыкальный слух и голос, ей пророчили певческую карьеру. Марина училась в школе и параллельно в детском отделении консерватории. Но жизнь распорядилась иначе. Внезапно умер отец Марины, единственный кормилец - девочке пришлось после 9 класса работать. Марина устроилась на Бутырский химический завод, а потом - чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Поначалу девушке было очень трудно - это был совсем незнакомый ей мир. В лаборатории хранились манометры, аэротермометры, аэронланшеты, - первое время Марина не могла отличить их друг от друга. А ведь ей по долгу службы нужно было приносить эти приборы на лекции и демонстрировать слушателям.
Но довольно быстро способная и старательная сотрудница разобралась в них, ей было интересно, что рассказывают на лекциях, она впитывала все, что слышала и неожиданно аэронавигация ее очень заинтересовала. Она самостоятельно засела за учебники, стала изучать высшую математику, физику, топографию, астрономию, радиотехнику и другие науки. Лектор оценил любознательность и целеустремленность Марины и стал ей помогать в учебе. В результате Маотна окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота и стала штурманом. За хорошую работу академия решила наградить Марину. Когда ее спросили, какую награду ей хотелось бы получить, она ответила - научиться летать. Академия выполнила обещание, и штурман Марина Раскова поступила и окончила Центральный аэроклуб в Тушине. К теоретическим знаниям добавилось умение управлять самолётом.
Тот самый, знаменитый полет на самолете «Родина» начинался вполне мирно. Однако при таком дальнем маршруте трудно ожидать хорошую погоду по всему маршруту. Экипаж самолёта «Родина» прекрасно понимал это и был готов к облачности и циклонами. Но метеоусловия оказались хуже, чем ожидали. Сплошная облачность началась уже через 60 км после начала полета - пришлось лететь вслепую. А на подлете к Уралу началось обледенение самолета. К довершению ко всему из-за холода перестала работать радиосвязь и заканчивался бензин. Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту.
Место штурмана - Расковой находилось в носовой части, и при незапланированной посадке самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку. Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом. Чтобы не разбить машину. Гризодубова и Осипенко посадили самолет на «брюхо». Отважных летчиц нашли на 10 день.
В начале войны Марина Раскова обратилась к Сталину с просьбой разрешить формирование женского авиаполка, и уже в октябре была создана авиагруппа из трёх женских авиаполков. Ее неофициально называли «Ночные ведьмы».
В январе 1943 году Марина Михайловна Раскова погибла при перелёте на фронт после переформирования - самолет потерпел крушение в в сложных метеоусловиях недалеко от Саратова.

Эти хрупкие, нежные девушки в годы Великой Отечественной войны сражались наравне с мужчинами. Они управляли самолетами, выносили под снарядами раненных и ходили в разведку. Было страшно, но они смогли.

Лидия Литвяк – «белая лилия Сталинграда»

Она погибла в 21 год!

Лидия Владимировна Литвяк

На фронте: с апреля 1942 по август 1943 года. Служила в 586-м истребительном авиационном полку - знаменитых женских авиаполках Марины Расковой. Погибла 1 августа 1943 года в Донбассе.

Воинское звание: гвардии младший лейтенант.

Военная специальность: летчик-истребитель.

Награждена: Герой Советского Союза, орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.

Самая результативная женщина-истребитель Второй мировой войны, Лида Литвяк была прежде всего обаятельной девушкой, которая, несмотря на военные условия, старалась вносить в свой внешний вид милое, девичье. Как же она рыдала, когда поступил приказ остричь косы. В кабине своего самолета она всегда хранила букетик полевых цветов, а на кабине боевой машины по ее просьбе была нарисована белая лилия, которая и послужила началом ее боевого позывного - «Белая лилия Сталинграда». А однажды Лидия пришила на воротник летного комбинезона мех со своих унт и потом из-за этого была наказана и перешивала мех обратно.

Известность, переходящую в страх у немцев, она приобрела после того, как в сентябре 42-го в свой второй боевой вылет в составе 437-го истребительного авиаполка под Сталинградом сбила сразу два самолета. И за рулем одного из них находился полковник из элитной эскадры, кавалер трех Железных крестов. Немецкий ас попросил показать ему, кто его победил. И был шокирован, узнав, что это юная хрупкая блондинка.

В боях под Сталинградом Лидия Литвяк совершила 89 боевых вылетов, сбила 7 вражеских самолетов. В одном из боев ее «Як» был подбит. Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние сокращалось, и казалось, что гибель неминуема. Вдруг над головами противника пролетел наш штурмовик, который огорошил немцев проливным огнем. Он резко выпустил шасси, сев рядом с Лидой. Девушка не растерялась и запрыгнула в кабину - так нежданно она была спасена.

Война закаляла Лиду, казалось, что она неуязвима. Но смерти родных людей подточили ее стойкий характер. В мае погиб ее муж, Герой Советского Союза, Алексей Соломатин, в июле - лучшая подруга, тоже летчица-ас Катя Буданова.

1 августа 1943 года в боях за Донбасс в последний бой ушла командир звена 3-й эскадрильи Лидия Литвяк. В тот день она выполнила три боевых вылета и из последнего не вернулась. «Белой лилии Сталинграда» было всего 21 год. Долгое время она считалась без вести пропавшей. И лишь летом 1969 года поисковики близ хутора в Донецкой области обнаружили ее останки, которые потом перезахоронили в братскую могилу.

В 1943 году Лидия Литвяк попала на обложку журнала «Огонек»

На кабине ее самолета была нарисована белая лилия

Вывела с оккупированной территории более 3000 детей

На фронте: с сентября по ноябрь 1941 года связная партизанского отряда «Батя», с ноября 1941 года - разведчица отряда «Батя», участвовала в боях.

Награждена: орденом Боевого Красного Знамени; посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

14 августа 1942 года. К перрону Московского вокзала города Горький (ныне Нижний Новгород) подошел необычный состав: из вагонов с трудом выходили, а то и вовсе выползали… дети. Их было более 3 тысяч! Изможденные, плохо одетые и почти разутые, они не плакали. Они на Большой земле, а значит, живы и все ужасы войны остались позади! Их вывели с оккупированной Смоленщины три молодые женщины во главе с 24-летней разведчицей Матреной Вольской. Именно ей руководство партизанского отряда поручило собрать и вывести по «партизанскому коридору» детей до железнодорожной станции Торопец, а это 200 километров по лесам, топям, через сожженные фашистами деревни. Лето 1942 года было очень жарким, изможденным детям постоянно хотелось пить, но питьевой воды не было: в реках плавали трупы, а на колодцах - таблички «Вода отравлена». Кроме жары, жажды и усталости донимали постоянные налеты с воздуха. От налетов и голодной смерти спасал лес. По небольшому кусочку хлеба они впервые получили только в Бологом, а первый обед - в Иваново. Для Марии Вольской эта дорога жизни была тяжелой вдвойне. Объявив очередной привал, она отправлялась на разведку километров на 25 вперед. После чего возвращалась, поднимала ребят - и снова вперед! И это при том, что под сердцем она носила ребенка. По прибытии в Горький детишек распределили в ремесленные училища, детдома и колхозы. Сама Мария Вольская осталась жить в селе Смольки Горьковской области, где много лет отработала учительницей.

В тыл врага калужанка спрыгнула с самолета без парашюта

Фото: семейный архив Натальи Александрушкиной

Вера Сергеевна Андрианова

На фронте: с января по июнь 1942 года.

Воинское звание: рядовой.

Военная специальность: разведчик-радист.

Награждена: медалью «За отвагу» (посмертно).

30 декабря 1941 года части Красной армии освободили Калугу от фашистов, а в канун Нового года в горком комсомола пришла учительница начальных классов Вера Андрианова и подала заявление с просьбой направить ее на фронт.

«Просьбу моей родственницы удовлетворили и отправили в грузовике в окрестности города Юхнова на курсы разведчиков-радистов, - рассказывает Наталья Александрушкина, двоюродная правнучка Веры Андриановой. - После кратковременных рейдов в тыл немецких войск Вере приказали разведать расположение сил противника в районе Юхнова и Зайцевой горы. Пилоту самолета У-2 поставили задачу найти подходящую площадку для приземления, высадить разведчицу и вернуться обратно. Но площадки не нашлось. Андрианова перебралась из кабины на крыло самолета. На бреющем полете без парашюта спрыгнула в овраг, занесенный снегом. Пилот сделал круг над оврагом, заметил, что девушка дает ему знак: „Все нормально!“ В тот раз Вера обморозила лицо и руки, но задание командования выполнила в точности. Командиры любили Андрианову за скромность, смелость и отвагу.

Позже разведчица проникла в расположение группы армий „Центр“ и провела ряд успешных диверсий, навела бойцов Красной армии на склады фашистов с боеприпасами и узел связи близ Спас-Деменска. В июне 1942 года Веру схватили гестаповцы: по пути на явочную квартиру ее остановили, обыскали и обнаружили рацию. В Стодолищенской тюрьме гитлеровцы пытались переманить ее на свою сторону, но все их старания были тщетны. На расстреле Вера отказалась подчиниться приказу гестаповцев встать к ним спиной. В последний миг она бросила в лицо палачам гневные слова. Солдаты разрядили пистолеты в лицо калужанки. В мае 1966 года Анастасия Ипатьевна Андрианова, мать Веры, получила приглашение приехать в Калужский горисполком, чтобы получить медаль „За отвагу“, которой дочку наградили посмертно. Через два года одна из калужских улиц стала носить имя бесстрашной учительницы начальных классов».

17-летняя девушка подняла батальон в атаку

Фото: Светлана Беллендир, архив З.А.Шипановой

На фронте: с ноября 1943 по март 1945 года. Служила в 933-м стрелковом полку 254-й дивизии 52 армии, 2-й Украинский фронт. Прошла боевыми дорогами через Украину, Молдавию, Румынию, Польшу, Германию. Получив тяжелое ранение в немецком городе Герлиц, День Победы встретила в госпитале.

Воинское звание: старший сержант.

Военная специальность: санинструктор.

Награждена: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, медали.

«Я с детства была отчаянная, - улыбается уфимка Зинаида Шипанова. - С мальчишками по деревьям лазила, ни в чем не уступала. А еще любила читать книги о героях и мечтала совершить подвиг».

В 1941-м из репродукторов донеслась песня «Вставай, страна огромная!», но родители не пустили ребенка на фронт. Через два года она подделала в документах дату рождения («пусть думают, что мне не 16, а 18 лет!») и отправилась в военкомат. Родным оставила записку: «За меня не волнуйтесь, я ушла на фронт».

Зину назначили поваром, но кашеварах она проходила недолго - упросила командира направить ее санинструктором в стрелковый батальон. Юная девочка выносила из-под огня раненых, перевязывала, успокаивала взрослых, опытных бойцов. А однажды ей довелось поднимать батальон в атаку. Это случилось в августе 1944-го в Румынии.

Вот как писала об этом в очерке «Зинкин орден, или Как поднимали в атаку» сама Зинаида Шипанова: «Стояла напряженная тишина. Вдруг в солнечном мареве возникло какое-то движение, и вскоре над высокими стеблями кукурузы показались обнаженные головы немцев. Комбат с биноклем на груди вышел из укрытия и скомандовал молодым фальцетом: „За мной, товарищи, ура!“ Сделал несколько шагов вперед и оглянулся. За его спиной не было никого. Рота не подчинилась приказу. У меня захватило дух. Не рассуждая, а лишь повинуясь чувству жалости к комбату, я сорвалась к нему на помощь. Оглянулась на притаившихся под виноградными лозами мужчин и увидела, как медленно бойцы отползают вглубь кустарника. Ярость охватила меня. И внезапно с моих губ сорвалось: „Куда же вы?.. Вашу мать!“ А через мгновенье я в полной отрешенности бегу вниз по крутому зеленому склону, отчетливо сознавая, что это последние минуты жизни. Я впервые увидела, как прекрасна земля, как чист, душист воздух… Слышу топот ног за моей спиной - стрелковая рота поднялась в атаку. Обгоняя меня, солдаты с автоматами в руках врезались в кукурузное поле, и треск сухих стеблей смешался с автоматными очередями. Мне и в голову не приходило, что когда-нибудь доведется поднимать в атаку этих сильных, но почему-то растерявшихся мужчин».

Командование долго решало, какой награды достойна Шипанова: ордена Отечественной войны или медали «За отвагу». А в итоге не дали ничего. Орден Красной Звезды она получила за другой подвиг - в окрестностях немецкого города Герлиц, где батальон попал в засаду, она под пулеметным огнем собрала бойцов и привела к капитану. Зиночка влетала в пустые полуразрушенные дома, где отстреливались солдаты, и кричала «По приказу капитана Губарева - за мной!» И они слушались молодую девчонку.

«Когда бежала под обстрелом, думала, вот же он - подвиг! - говорит Зинаида Александровна. - Я все-таки его совершила!»

А спустя несколько дней Зинаида Шипанова получила тяжелое ранение (осколками снаряда оторвало пальцы на руке) и контузию. Девушка переживала, что не дошла до Берлина, но радовалась, что осталась жива.

После войны Зинаида Александровна отправилась на Сахалин, там вышла замуж и родила сына. Семья переехала в Белоруссию, а в родную Башкирию Зинаида Шипанова вернулась только в 1975 году. Работая инспектором по кадрам на одном из крупных уфимских предприятий, она находила время для творчества. Участница войны и сегодня пишет проникновенные книги и очерки, сотрудничает с редакциями газет и журналов. Она часто встречается со школьниками и рассказывает детям о войне.

Вера Волошина, разведчица-диверсантка, казненная фашистами

Волошина Вера Даниловна

На фронте: сразу после начала войны была мобилизована на рытье окпов на подступах к Москве. В октябре 1941-го ушла на фронт добровольцем. Была зачислена в войсковую часть особого назначения № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. 29 ноября 1941 года ушла на последнее боевое задание, погибла в деревне Головково Наро-Фоминского района Московской области.

Военная специальность: разведчик-диверсант.

Награждена: орден Отечественной войны I степени и звание Героя Российской Федерации посмертно.

Для Веры Волошиной настоящая война длилась всего месяц – в октябре 1941-го она стала партизанкой, а в ноябре была казнена немцами. Но за это время разведчица успела выполнить семь боевых заданий и навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны.

Вера родилась в Кемерово, училась в школе №12, где встретила свою первую, но так и не сбывшуюся любовь – Юрия Двужильного. После окончания школы молодые люди разъехались по разным городам: Юра – в Ленинград, в Институт гражданского воздушного флота, Вера – в Москву, в Институт физкультуры. Писали друг другу письма, собирались пожениться летом 42-го. Подружки купили девушке белое платье. Но все перечеркнула война. Юра и Вера никогда больше не встретились. А белое платье так и не стало свадебным…

22 ноября 1941 года группу разведчиков, в составе которой были Вера Волошина и ее подруга Зоя Космодемьянская, забросили в тыл врага в Наро-Фоминский район. Отряд совершил несколько успешных диверсий, а на обратном пути попал под обстрел. Тяжелораненую Веру взяли в плен немцы. Всю ночь ее пытали и допрашивали в здании бывшей школы, а утром 29 ноября повесили на придорожной иве. Вере было 22 года.

Капитан Юрий Двужильный пал смертью храбрых в бою за освобождение Белоруссии в 1944 году. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. В Кемерово именами Веры Волошиной и Юрия Двужильного названы две пересекающиеся улицы.

Вера Волошина сидит в первом ряду, Юра Двужильный стоит рядом (2 ряд)

Раиса Аронова спасла знамя полка

Раиса Ермолаевна Аронова

На фронте: с мая 1942 года до мая 1945 года.

Воинское звание: гвардии старший лейтенант.

Военная специальность: старший летчик 46-го гвардейского полка.

Награждена: Герой Советского Союза, орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль «За оборону Кавказа», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Раиса Ермолаевна родилась в Саратове. Училась в институте механизации. Затем перевелась в Московский авиационный институт. Воевала с мая 1942 года до Победы в составе 4-й воздушной армии. В 1943 году была ранена, тем не менее продолжила службу.

Летом 1944 года Ароновой пришлось спасать знамя полка. В Белоруссии недалеко от места базирования полка появились разрозненные группы немецких войск. Во время выполнения боевых заданий в штаб передали информацию, что эти группы могут выйти на полк. Дежурным по части была Рая Аронова. Она сняла знамя с древка, свернула, положила его в брезентовый мешок и обернула вокруг своего тела – под гимнастеркой, потуже затянула ремень. Аронова знала, что потеря знамени – позор для воинской части, это приведет к расформированию полка. Но все закончилось благополучно.

После войны Аронова окончила институт иностранных языков. Имела немало правительственных наград. В мае 1946 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза за 941 боевой вылет.

Лидия Целовальникова за годы войны совершила 590 боевых вылетов

Лида на фото справа

Фото: Саратовский государственный музей боевой славы

Лидия Михайловна Целовальникова

На фронте: с декабря 1941 года до мая 1945 года.

Воинское звание: гвардии лейтенант.

Военная специальность: штурман звена первой авиационной эскадрильи.

Награждена: медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг», «За оборону Кавказа», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени.

Лида Целовальникова родилась в Саратове. В полк пришла в 1941 году по комсомольскому набору. Когда на комиссии ее спросили: «Что ты умеешь делать?», она ответила: «Ничего». А на вопрос: «Что будешь делать, если увидишь немца?», Лида, подумав, сказала: «А я убегу». Все засмеялись, но девушку все-таки зачислили в полк.

На фронте Лидия работала вооруженцем, но мечтала стать штурманом. Ее мечта сбылась 13 сентября 1943 года.

После освобождения Таманского полуострова началось освобождение Крыма. В ноябре 1943 года в районе поселка Эльтиген высадился десант морской пехоты, которому не удалось надежно закрепиться. Морякам необходима была помощь. 46-й авиационный полк ночных бомбардировщиков доставлял боеприпасы, продовольствие и медикаменты. Летчицам приходилось выходить на цель с территории противника с выключенным двигателем, сбрасывать груз и на бреющем уходить в море. В одном из вылетов самолет Целовальниковой прошила пулеметная очередь. Керченский пролив было не перелететь. Тогда напарница Лиды Рая Аронова приняла решение посадить самолет на песчаный берег, через который перекатывались морские волны. Наши зенитчики помогли молоденьким летчицам вылезти из кабины и отвели в командный пункт, откуда девушки соединились с начальством и доложили, что задание выполнено.

Надежда Георгиевна Руденко (Сафонова)

Служила на Балтийском флоте в 7-м штурмовом авиационном полку. День Победы встретила в Германии.

Воинское звание: сержант.

Военная специальность: мастер по самолетному радиооборудованию.

Награждена: орден Отечественной войны, медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу на Германией», знаки «Защитнику крепости Крондштадт», «Защитнику Ораниенбаумского плацдарма».

18-летняя Надя была настоящей красавицей

Надежде Георгиевне сейчас 92 года. Она родилась в Иркутске в 1923 году в многодетной (пятеро детей) семье. 21 июня 1945 года танцевала на школьном выпускном балу, мечтала учиться, но началась война, и 17-летняя Надя пошла работать на авиационный завод - изготавливала на станке детали для самолетов.

Весной 1942 года ушла добровольцем на фронт. За пять месяцев девушка освоила двухгодичную программу обучения по программе «мастер по самолетному оборудованию» и отправилась служить на Балтийский флот.

В декабре 1942 года меня и мою подружку Марину по Дороге жизни перевезли в кузове машины через Ладожское озеро сначала в Ленинград, потом в 7-й штурмовой авиационный полк. И вот мы с Маринкой всю войну прослужили мастерами по самолетному радиооборудованию: в перерывах между боевыми вылетами ремонтировали и восстанавливали вышедшие из строя проводку и устройства связи. Работать приходилось днем и ночью, под бомбежками и артобстрелами. Было очень страшно, но мы защищали Дорогу жизни, уничтожали немецкие эшелоны, которые везли оккупантам продовольствие, технику и боеприпасы, поэтому старались не подаваться этому страху. Некоторые не выдерживали напряжения и сходили с ума. Летчиков погибало очень много. Но и нам, техническому персоналу, доставалось, аэродромы же обстреливали с утра до вечера. Ранений много разных было: девочке осколком ногу на бегу отрезало, вот как бежала она в сапогах, так одна нога в сапоге и осталась на поле лежать; техника землей засыпало так, что когда его откопали, он весь синий был. А меня Бог миловал - всю войну прошла без единой царапины.

Летчик Николай Бакулин, первая любовь Надежды Георгиевны

На войне я в первый раз влюбилась, - рассказывает Любовь Григорьевна. - Он был новичком в нашем полку, который в тот время стоял в Ораниенбауме. Мне этот новенький показался пижоном: одет в чистый комбинезон, шлемофон и белый подшлемник, и я разозлилась на него. А спустя некоторое время стала замечать, что куда бы ни пошла, он обязательно попадается мне на пути. Потом стал приходить к нам в землянку, то ягодку или пряничек на подушке оставит, то записочку напишет. И я в свои 19 лет влюбилась в него без ума. Это была моя первая любовь, мой первый поцелуй, мой первый мужчина - с ним все было впервые. Был очень чуткий и душевный человек.

А 14 января 1944 года, в день начала операции по прорыву блокады, он улетел на задание и не вернулся. Его звали Николай Бакулин, был родом из Баку. Ему было 25 лет. Он был здоровый и красивый молодой мужчина…

Екатерина Васильевна Буданова

На фронте: с августа 1942 по июль 1943 года. Служила в 586-м истребительном авиационном полку, 73 ГвИАП.

Воинское звание: гвардии старший лейтенант.

Военная специальность: летчик-истребитель.

Награждена: Герой Российской Федерации, орден Ленина, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени.

Екатерина Буданова, летчица-легенда, отважная среди отважных. Эти народные звания закрепились за ней после боев под Сталинградом, Ростова-на-Дону и освобождении Донбасса. В войну она совершила 266 боевых вылетов, уничтожила лично 6 самолетов противника и 5 - в группе с товарищами.

В знаменитый истребительный женский авиаполк Марины Расковой Катю Буданову взяли сразу как опытную летчицу, которая имела много налетов в авиашколе. Худенькую, остриженную под мальчика девушку бывалые асы сначала встретили с недоверием. Очень скоро их мнение изменилось.

Екатерина оказалась под Сталинградом 10 сентября 1042 года, когда здесь шли самые ожесточенные безостановочные бои. С первого дня самолет Будановой выходил на боевое задание по несколько раз в сутки; казалось, что она не спала, не ела. Ее было не остановить, потому что Катя жила сильным желанием отомстить за гибель в оккупации мамы и сестренки. Ее отваге удивлялись даже опытные асы. Вот какие бои есть в ее летной биографии: в паре - против двенадцати, одна - против тринадцати, в составе четверки - против девятнадцати вражеских самолетов.

Из воспоминаний командира полка подполковника А. В. Гриднева: «Однажды, возвращаясь с боевого задания, Буданова увидела шедших ниже ее 12 немецких бомбардировщиков. Несмотря на то что боеприпасы у нее были на исходе и в баках самолета было совсем мало горючего, она решает атаковать противника. Первая цель - ведущий группы - задымила. Но вот летчица израсходовала последний патрон. Тогда она, имитируя атаку, заходит во второй раз и, не стреляя, идет на бомбардировщика. У фашистов не выдержали нервы. Ломая строй, они сбросили бомбы, так и не дойдя до цели. И Екатерина Буданова, раненая, садится на изрешеченном самолете…»

Высокая и худощавая Катя носила мужскую стрижку и в форме была похожа на парня. И называли ее в полку Володькой.

В последний день своей жизни Катя в составе группы истребителей прикрывала наши Ил-2. Успешно закончив штурмовку, «горбатые» уходили домой. Наши «Яки» прикрывая их отход, шли сзади. Буданова была замыкающей в группе прикрытия и внезапно увидела совсем рядом тройку Ме-109. Предупредить своих товарищей об опасности было уже некогда, и летчица приняла неравный бой одна… 19 июля 1943 года Екатерина Буданова была смертельно ранена в воздушном бою. Несмотря на ранение, она смогла посадить самолет на своей территории. Сердце летчицы остановилось вместе с последним оборотом пропеллера. В этой схватке она одержала свою последнюю, 11-ю победу. Ей было всего 26 лет.

Вместе со своей подругой Лидией Литвяк

Воинское звание: гвардии сержант.

Военная специальность: механик-водитель танка.

Награждена: орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль и звание Героя Советского Союза.

Уроженка Крыма в 1941 году была эвакуирована в Томск. Потеряв на войне мужа, Мария просит направить ее на линию фронта. «Я умею водить автомобиль, стрелять из пулемета, бросать гранату, оказывать медицинскую помощь и имею специальность телефонистки, - признается Октябрьская. - Что же я сижу в глубоком тылу? Ведь я подготовленный воин!»

Но попытки попасть на линию огня оказались тщетными. Тогда, продав все свои вещи, Мария жертвует деньги (50 000 рублей) на строительство танка, но с одним условием - назвать машину «Боевая подруга» и разрешить ей стать членом экипажа этого танка.

Фото: архив Томского областного краеведческого музея

И вот она – водитель-механик боевой машины в составе группы младшего лейтенанта Петра Чеботько, сержанта Геннадия Ясько и сержанта Михаила Галкина. Всем этой команде придется пережить многое…

Фронт двигался на запад, когда у «Боевой подруги» сорвало гусеницу. Нужно выйти наверх. Ее мальчики (так она их называла) всегда оберегали Марию и опасную работу брали на себя. Вот только Октябрьская, не дожидаясь приказа, вылезла через люк. Вместе с Мишей Галкиным исправили поломку и вернулись обратно. Но затем в одном из тяжелых боев Октябрьскую ранило осколком мины.

Все члены ее экипажа ждали радостной новости о выздоровлении своей «мамы». Но…выздоровления не случилось.

15 марта 1944 года Мария Октябрьская скончалась в одном из госпиталей Смоленска. Хоронили ее там же. За гробом шли военные гарнизона, коллектив госпиталя и ее боевые друзья Петя Чеботько, Гена Ясько и Миша Галкин.